Конец сентября во многих российских регионах — уже преддверие начала смены сезонов: распродаётся по акциям летняя резина и активно завозится зимняя. Ценник на неё пока минимальный, поэтому бережливые водители предпочитают покупать именно сейчас, не дожидаясь ажиотажа на шиномонтажках. Сейчас представлены ещё не все новинки, но всё же выбирать есть из чего.
Готовимся к зиме
Ценовые категории шин
Как известно, в шинной сфере существует 4 условные ценовые категории:
- Премиум. Сюда относятся бренды мировых шинных лидеров – самые именитые и самые дорогие. К ним относят продукцию 6 производителей: французский Мишлен, американские Гудиер и Данлоп, итальянская Пирелли, немецкий Континенталь и японский Бриджстоун. Правда, учитывая, что у многих из них теперь производства имеются на других континентах, их продукция тоже бывает далека от совершенства.
- Средний сегмент очень близок к премиальному. Здесь порядка 20 производителей, продукция которых вполне может оказаться в лидерах при тестировании. Взять ту же Нокиан. В этой же категории практически все японские и корейские бренды: Йокохама, Ханкук, Кумхо, Тойо.
- Далее идёт эконом-сегмент. В нём расположились бренды, зачастую принадлежащие тем же производителям, что и премиальные. Просто они предлагают более дешёвый продукт для небогатых людей. В этой категории неплохие шины из Франции, Турции, Польши, Австрии, России, Китая. Всего чуть больше 30 брендов.
- Бюджетная группа самая большая – более 100 марок шин. Как ни прискорбно, именно здесь базируется вся российская шина (кроме той, что производится европейскими и японскими филиалами), и бренды из стран Юго-Восточной Азии.
Половина продаж в России традиционно принадлежит среднему ценовому сегменту, а остальные 50% равномерно распределяются между остальными категориями.
Кто они — самые достойные?
На исходе 2019 года российское издание «За рулём» проводило один из, ставших уже традиционными, шинных тестов. В частности, испытывались зимние покрышки в размере 205/55 R16 – самом популярном для машин B и C-класса. Среди участников, как новинки, так и уже известные модели предыдущего сезона. Подобные соревнования дают возможность определить вариант, наиболее оптимальный по цене и качеству. Общее число тестируемых шин 12, представляем восьмёрку лучших, начиная с победителя.
Michelin X-Ice North 4
X-Ice North 4 – рисунок протектора
Шина XIN4, сменившая предыдущую модель XIN3, была представлена миру концерном Michelin в 2018 году. Различие в них проявилось не только в совершенно ином рисунке протектора, но и в другом алгоритме шипования.
- Теперь в зимних покрышках от Мишлен в 2,5 раза больше шипов, что делает надёжность сцепления с обледенелой дорогой практически беспрецедентным. Общее количество шипов 250, что на 30% больше, чем у покрышек от конкурирующих компаний.
- Успех заключается не только в количестве, но и в посадке шипов: они располагаются в два десятка линий, образующий как продольные, так и поперечные ряды. Места посадки точно рассчитаны, а это не только улучшает торможение на скользкой поверхности, но и снижает уровень шума в салоне.
- Длина шипа осталась прежней (11 мм), но форма теперь другая. В частности, изменились пропорции фланцев и горловины. Теперь корпус шипа практически не касается дороги – с ней контактирует только вставка из твёрдого сплава, которая и гарантирует максимальное проникновение в корку льда.
- Дизайн протектора по типу «ёлочка» тоже направлен на эффективную езду – как по снегу и лужам, так и по сухому асфальту. На боковых поверхностях покрышек есть гребни, которым отведена роль усилителей торможения. Усиливают управляемость и трёхмерные П-образные ламели.
Есть и ещё одно новшество. Это температура стеклования новой резиносмеси, опустившаяся аж до -65 градусов. Поэтому, даже в самый сильный мороз шины будут отлично контактировать с дорогой – а это всё же гарантия безопасности.
Примечание: Первой появилась шина в легковых типоразмерах, но уже через год была презентована кроссоверная версия X-Ice North 4 SUV. В этом сезоне она наверняка уже будет на прилавках всех отечественных магазинов.
Continental IceContact 3
IceContact 3
Это новинка прошлого зимнего сезона, созданная для легковых и полноприводных автомобилей, которой предстоит ещё минимум 4 сезона радовать автолюбителей. Её ключевые достоинства – отличное сцепление с заснеженной и слякотной дорогой, точность управления.
- По сравнению с прошлой асимметричной моделью, в этой протектор симметричный и направленный, очень похожий на рисунок старой мишленовской модели X-Ice North 2. Может поэтому шина и стала на 9% лучше управляться на сухой дороге, и на 7% — на мокрой.
- От 17 диаметра и выше в IceContact 3 используются новые шипы ContiFlexStud. Шипы старой конструкции (ContiFlex) частенько выпадали из гнёзд, что вызывало немало нареканий со стороны автовладельцев и специалистов. Новые шипы не только обеспечивают акустический комфорт и хорошее сцепление с дорогой (стало лучше на 10%), но и снижают износ асфальта.
- На шинах в 14-16 диаметре остались шипы старой конструкции. Это сочетание двух типов металлических шипов с оптимизированной схемой размещения, которая и обеспечивает стабильность характеристик при движении.
На покрышках большого размера (от 17), стоят обрезиненные шипы с твердосплавными наконечниками.
Nokian Hakkapeliitta 9
Hakkapeliitta 9
В целом, каждая модель продаётся в течение 5-6 сезонов, после чего производитель обновляет свой модельный ряд. Hakkapeliitta 9 – модель не такая уж новая. В продажу она поступила в 2017 году, то есть, три сезона уже она отработала, и за это время смогла себя прекрасно зарекомендовать. Это шина из среднего ценового сегмента (хотя многие привыкли считать её премиальной).
Примечание: По характеристикам Hakkapeliitta 9 до премиальной немного не дотягивает – может потому, что производится в России. В соревнованиях, проводимых различными изданиями, она стабильно занимала 3-5 места, частенько уступая менее именитым брендам – корейскому Ханкуку и немецкому бюджетному Гиславеду. Так что сочетание качества с ценой в данном случае оптимальным назвать нельзя.
Тем не менее, шина неплохо работает в условиях суровой зимы. Она обеспечивает безопасность на скользкой дороге благодаря двойной ошиповке, выполненной по аналогии со спортивными покрышками. Шипы комбинированные: по центру восьмигранные (отвечают за разгон и торможение), в плечевых зонах – с треугольными вставками (обеспечивают сцепление и управляемость). Однако, если у модели от Мишлен их количество увеличено, то в HKPL9 их, наоборот, стало поменьше.
Hankook Winter i*Pike RS2
Winter i*Pike RS2
Эта модель от успешной шинной компании Hankook из Южной Кореи впервые появилась на рынке в преддверии зимнего сезона 2018/2019. Это второе поколение линейки RS, отличающееся прекрасным сцеплением со скользкой поверхностью и отменным торможением. Если учесть, что шина из среднего ценового сегмента, порой «утирающая нос» премиальным брендам в соревнованиях, её можно назвать наиболее выгодным приобретением.
Модель Winter i*Pike RS2 абсолютно не похода на предшественницу. Сохранился только принцип построения протектора: направленность, симметрия. Однако и форма, и размеры элементов, а так же их местоположение – всё совершенно индивидуальное. Если раньше по центру шло узкое кольцевое ребро жёсткости, то теперь в зоне контакта с дорогой крупные широкие блоки. Именно они и оптимизируют нагрузки, улучшают курсовую устойчивость и стабильность управления на сухих и заснеженных покрытиях.
Вариант для кроссоверов и внедорожников, который появился на рынке лишь в прошлом сезоне, называется Hankook Winter i*Pike X W429A.
Yokohama iceGUARD iG65
IceGUARD iG65
Модель от известного японского концерна Yokohama, которая, однако, производится в России, специально создана для эксплуатации в странах северной Европы. В модельном ряду она заменила iG55 ещё в преддверии зимы 2018. Было время убедиться в эффективности. Да и в последнем тесте она заняла не самое последнее место – 5-е из 12-ти возможных.
Производителем была успешно решена главная проблема шипованных шин – выпадение шипов уже в течение первого сезона эксплуатации.
Такая картина была для Yokohama прежнего поколения традиционной
Теперь количество «зубов» увеличено и применяется другая схема ошиповки. Если раньше они располагались только в плечевых зонах, то теперь двойным кольцом опоясывают и центральную часть. Соответственно, шина приобрела лучшую курсовую устойчивость и стала «крепче держаться» за дорогу.
Nokian Nordman 7
Nordman 7
Модель Nordman 7 (для внедорожников Nordman 7 SUV) – ещё один продукт от финской компании Nokian Tyres, выпускаемый на мощностях российского филиала. Она ориентирована на менее обеспеченную категорию автовладельцев, и тем не менее практически не отстаёт по характеристикам от «старшего товарища» Hakkapeliitta 9.
Визуально Nordman 7 воплощает устаревшую модель HKPL7, которая в своё время была очень успешной. Но здесь применяется совсем другая технология ошиповки Eco Stud System, да и сами шипы имеют теперь якорную конструкцию. Широкий фланец устанавливается поперёк направления движения, при увеличении пятна контакта при старте и торможении, это улучшает сцепление.
Учитывая неплохие показатели на дороге и весьма приятную цену, Nordman 7 обрела среди российских автомобилистов немалую популярность.
Gislaved Nord*Frost 200
Nord*Frost 200
Бренд Gislaved принадлежит концерну Continental AG. Шина под этим логотипом выпускается с целью расширения ассортимента и охвата более широких слоёв потребителя, и надо сказать, что за счёт увеличенного объёма продаж она приносит изготовителям не меньший доход.
Прототипом бюджетных новинок чаще всего становятся снятые с производства премиальные модели, изготовленные из более дешёвой резиносмеси и с более простыми схемами ошиповки. В данном случае, это модель 2010 года Continental ContiIceContact.
Gislaved всегда был хорош именно как зимняя шина, и её давно оценили наши соотечественники. В Россию в основном она завозится в северные регионы, где суровые климатические условия вынуждают ездить на шиповке с октября по апрель.
Этот сезон для Nord*Frost 200 будет уже шестым. Возможно, в следующем году Continental и предложит что-то новое, а пока можно пользоваться старым и проверенным вариантом с идеальным балансом эластичности и жёсткости протектора.
Toyo Observe Ice-Freezer
Observe Ice-Freezer
О продукции японской компании TOYO TIRES в России стало известно в середине нулевых годов, и довольно быстро эта шина стала одной из самых продаваемых. Правда с тех пор, как производить её стали не только в Японии, но и в Китае, на Филиппинах, покупатели к ней несколько охладели.
И действительно, нынешняя Toyo звёзд с неба не хватает и в соревнованиях стабильно занимает 7 или 8 строчки.
Взять хотя бы модель из среднего ценового сегмента Observe Ice-Freezer, которая была презентована в начале 2018 года. По ходовым качествам она уступает многим шинам не только своего ценового сегмента (среднего), но и даже некоторым бюджетным типа российской Кордиант или китайской Нитто. Не помогли ни резиносмесь со скорлупой грецкого ореха, ни особенности протектора, ни многорядная ошиповка пятиугольными шипами.
Заключение
Кроме восьмёрки названных выше моделей шин, в упомянутом нами тесте участвовали ещё четыре бюджетных аутсайдера: «крестница» Континенталя россиянка Viatti Brina Nordico, ставшая 9-й; корейский Roadstone WinGuard WinSpike, омская Tunga Nordway 2 и китайская Sailun Ice Blazer WST3. По показателям они далеки от премиальных, как небо от земли, но всё равно привлекают внимание покупателей – в основном за счёт цены. В непростой экономической ситуации она становится основным критерием выбора, поэтому сбрасывать со счетов такое достоинство никак нельзя.
Да и не всё так плохо у них, как кажется. Просто такие «мастодонты» от шинной промышленности, как Мишлен, вносят сумятицу и нарушают устоявшийся порядок, сильно завышая планку показателей. По сравнению с ней многие бренды (взять ту же Тойю, и уж тем более Нокиан, которая ранее чаще всего бывала первой) просто рухнули. Так что, иерархия шипованных шин в этом году совершенно иная. Надеемся, что это послужит толчком для многих производителей, и побудит их удвоить свои усилия в поиске новых технических решений.
У меня виaтти в522, у нее рисунок точно такой же как и у гислoведа. Откатал 2 сезона, вполне нормально себя ведет и по накату, и по асфальту, хоть и бюджетка.
Выбрал и поставил Виатти и доволен второй сезон.
Кстати, я сейчас как раз виaтти нордико использую, мне вообще понравилась. показала себя не хуже прошлого хeнкука. И шипы за 2 сезона почти все на местах
А почему не рассмотрели Виатти, наша достойная шина, цена качество на уровне. Писал коммент про них, но что-то сразу не вышел.