Покрышки для колёсной спецтехники

Покрышки для колёсной спецтехники Шины

Шина не является прерогативой лишь для легковых машин, ведь в современной жизни используется огромное разнообразие и специальной колёсной техники. Покрышки здесь играют не последнюю роль, так как от неё зависят не только тормозные характеристики, управляемость и устойчивость транспортного или грузоподъёмного средства, но и экономичность эксплуатации, комфорт управляющего им машиниста. Рассмотрим, что представляют собой покрышки для спецтехники, как классифицируются и за счёт чего им обеспечивается высокая прочность и долговечность.

Покрышки для колёсной спецтехники
Шины с разным типом протектора

Особенности специальных шин

Современные шины, особенно грузовые и специальные, чрезвычайно сложны конструкционно, в их составе может оказаться более сотни компонентов. Решающую роль играет, конечно же, рецепт резиносмеси, однако при выборе модели покрышек для техники необходимо учитывать и массу иных нюансов.

Важна функциональность машины, рельеф местности и качество дороги, климатические особенности — на основании этих условий и подбирается конструктив каркаса шины и рисунок протектора.

Хорошая шина должна обладать высокой устойчивостью к износу, выдерживать высокое давление от веса техники, быть прочной и одинаково надёжной при разных температурах окружающей среды. При изготовлении шин специального назначения, любой производитель стремится улучшить такие качества:

  • обеспечить максимальное сцепление с дорогой в любых условиях;
  • обеспечить курсовую устойчивость колёс;
  • увеличить несущую способность покрышек;
  • воспрепятствовать перегреву резины при высокой скорости и нагрузке;
  • снизить вероятность динамических воздействий и уровень шума;
  • улучшить процесс отвода воды и самоочищения от грязи, камней и снежной шуги;
  • получить все озвученные преимущества при минимальном весе покрышки.
Покрышки для колёсной спецтехники
Одной машине может понадобиться и несколько видов покрышек

Классификационные отличия покрышки для спецтехники

В мире существует четыре системы классификации шин, придуманных наиболее активными странами-производителями этого продукта:

  • Американская – TRA.
  • Европейская – ETRTO.
  • Японская – JATMA.
  • Скандинавская – STRO.

Ими же пользуются остальные страны и континенты, отдавая предпочтение той классификации, что им ближе и удобнее. Россия издавна применяет американскую систему TRA, в которой маркировка осуществляется в дюймах. Главным классификационным признаком в ней является вид техники, для которой покрышки предназначены.

Покрышки для колёсной спецтехники
Колёсный асфальтоукладчик

Вот как выглядит базовый перечень категорий транспорта, на который делают специальные шины:

  • E — техника, работающая в карьерах;
  • L — бульдозеры и погрузчики;
  • G — грейдеры;
  • С — дорожные катки;
  • F — шины для ведущей оси тракторов;
  • R — комбайны и тракторная техника;
  • I — сельскохозяйственные тележки и орудия;
  • IND — индустриальная техника (колёсные опоры для оборудования и конструкций);
  • LS – лесозаготовительные машины;
  • НF – флотационные шины (не повреждающие почву);
  • ML – трелёвочники, горная техника;
  • MCS – автокраны;
  • NHS – спецшины для бездорожья.
Покрышки для колёсной спецтехники
Колёсный автокран

Функциональный диапазон специальной техники очень широк, а так как условия её эксплуатации разные, соответственно применяются и разные типы протектора. Взять, к примеру, карьерную технику из категории Е, для которой разработано несколько вариаций протекторного рисунка:

  • Е-1. Ребристый – для передней оси самосвалов.
  • Е-2. Повышенная проходимость – для скреперов, эксплуатирующихся на рыхлых грунтах.
  • Е-3 и Е-4. Повышенная износостойкость – для скреперов и самосвалов, работающих на скальных грунтах. Шины имеют разную степень глубины протектора.
  • Е-7. Повышенная проходимость и прочность. Для многофункциональной техники, эксплуатирующейся в тяжёлых условиях.

Точно так же разделение по степени проходимости протектора применяется и в других категориях шин. В том числе, он бывает и гладкий — с большой глубиной для бульдозеров и погрузчиков, и с малой глубиной для пневматических шин дорожных катков.

Конструкционные отличия

Первое, на что нужно обращать внимание при выборе шины для специальной техники – это её конструкция. Она зависит от взаимного расположения нитей корда в смежных слоях, и бывает диагональной и радиальной.

Покрышки для колёсной спецтехники
Два конструкционных варианта колёсных шин
  • В диагональной шине нити каркаса перекрещиваются, образуя по отношению к беговой дорожке угол в пределах 45-60 градусов. Дополнительного усиления здесь нет — в зоне протектора и на боковинах конструкция одинакова.
  • В диагональных шинах между слоями (их число должно быть чётным) постоянно возникает трение, боковины деформируются и передают деформационные усилия контактной зоне. Это не обеспечивает нужной прочности, ускоряет износ, поэтому данная категория покрышек уже почти не производится.
  • Хотя для некоторых категорий техники диагональные шины вполне подходят, да к тому же ещё и имеют более низкую стоимость. Но основной ассортимент всей современной колёсной резины: легковой, коммерческой, грузовой, специальной – это шины радиальной конструкции.
  • У них все нити каркаса располагаются параллельно друг другу и охватывают сечение покрышки для спецтехники по радиусу (правильнее сказать, вдоль меридиана). При таком положении возникает меньше усилий, что обеспечивает надлежащую прочность без многослойности. Однако здесь для надёжности и защиты от механических повреждений, пятно контакта усиливается брекером.
  • На сегодня радиальная конструкция покрышек является основной. Особой популярностью пользуются комбинированные варианты: с каркасом из текстильного корда, и брекером из металлических нитей. Для тяжёлой техники и скоростных грузовых машин применяются шины ЦМК – цельнометаллокордные. Секрет заключается в более высокой прочности: один слой такого каркаса по прочности равен пяти слоям текстильного корда.
Покрышки для колёсной спецтехники
Все слои шины из металлических нитей
  • В конструкциях ЦМК текстильный корд если и применяется, то только в качестве, так называемого, бандажа. Это слой дополнительной защиты – экран, укрывающий брекер. Такой конструктив предусматривается в том случае, когда у покрышки нет толстого подканавочного слоя резины, либо ей нужно обеспечить повышенную жёсткость и прочность.
  • Что касается самого каркаса радиальной шины, то он имеет всего один слой, максимум два (в диагональных шинах слоёв может быть и 12). Уменьшение количества слоёв дало возможность получить дополнительное место для увеличения толщины подканавочного слоя, который не просто обеспечивает покрышке жёсткость, но и даёт возможность углублять рисунок при износе протектора.

Примечание: О возможности вторичной нарезки протектора производитель уведомляет потребителя надписью Regroovable на боковине покрышки для спецтехники.

В целом радиальная конструкция каркаса обеспечивает такую работу шины, при которой боковины независимы от протектора, и не передают ему деформационные нагрузки. Соответственно, пятно контакта, находящее под нагрузкой, не подвергается смещениям, и может обеспечивать лучшее сцепление с грунтом и более высокие тяговые характеристики при меньшем износе и высоком внутрибалонном давлении.

Типы протектора

Тип протектора тоже зависит от назначения техники, и вот по каким критериям его различают:

Категория шинКомментарий по применяемости
Покрышки для колёсной спецтехники
Рулевые
Шины предназначены для установки на рулевую ось, и обычно имеют более крупный формат, обеспечивающий хорошую устойчивость.

 

 

 

Покрышки для колёсной спецтехники
Ведущие
Эти покрышки устанавливают на ведущую ось (одну ось или несколько, как на фото). Внешне шины могут и не отличаться, но ведущие имеют усиленный каркас для восприятия основной нагрузки.
Покрышки для колёсной спецтехники
Универсальные
Такие покрышки могут устанавливаться на любую ось, и имеют протектор, предназначенный для твёрдого грунта или асфальта.

 

 

Покрышки для колёсной спецтехники
Магистральные
Магистральные покрышки обычно имеют шоссейный тип рисунка, так как предназначены для езды на дальние расстояния. Их отличием является повышенная норма слойности, лучшая курсовая устойчивость и управляемость.

 

 

Покрышки для колёсной спецтехники
Региональные
Эти шины одеваются на технику, не выезжающую за пределы региона, и преимущественно работающую грунте. Отличаются высоким уровнем устойчивости к износу, имеют крупный рисунок с глубоким протектором.

 

 

Покрышки для колёсной спецтехники
Спецшины – отдельная категория
К этой категории относятся покрышки для сугубо специальной спецтехники, применяемой на лесозаготовках, в карьерах, сельском хозяйстве, земляных работах.

 

 

От чего зависит цена покрышки для спецтехники

Хорошие шины априори не могут быть дешёвыми, и любая компания, имеющая парк спецтехники, тратит на них до 10% от всего бюджета на техническое обслуживание. Если не считать затрат на топливо, это получается самая существенная статья расходов — потому так важен правильный выбор шин.

Однако их дороговизна объясняется объективными причинами, а вовсе не результатом каких-то спекуляций. Всё зависит от стоимости сырья, а хорошая резиносмесь, содержащая натуральный каучук – вещь недешёвая. Сама конструкция шин сложна, многоэтапна и дорога, особенно когда предусмотрен многослойный брекер, да ещё защищаемый бандажом.

Хороший производитель закладывает в модель многократный запас прочности, да ещё и даёт потребителю возможность восстановления – так что по факту, покупая одно колесо, получаешь два. Это очень выгодно любому владельцу техники, и с затратами приходится мириться.

Главное, подбор оптимальной модели и правильная эксплуатация — например, контроль давления в шинах, соблюдение норм загрузки и условий работы.

От давления в баллонах зависит многое. Например, иногда оно должно быть разным на передней и задней оси, или должно меняться через определённые временные промежутки, с учётом трудности выполняемой работы. Если давление ниже нормы, покрышки начинают нагреваться — а это способствует не только быстрому износу протектора, но и увеличивает расход топлива.

Компании, работающие со спецтехникой, наряду с хорошей резиной устанавливают на неё комплекс измерительного оборудования. Оператору хватает одного взгляда на индикаторы, чтобы оценить состояние колёс и при необходимости подкорректировать давление. Производителям же шин остаётся только улучшать состав резиносмесей, придумывать новые эффективные рисунки протектора, да совершенствовать защиту каркаса от повреждений.

КолесаДом
Добавить комментарий

два × 1 =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.