В части первой данной статьи мы рассказывали о том, что спортивная шина бывает предназначенной для повседневного использования и профессиональных соревнований (слик). Есть и золотая серединка (полуслик), которую можно применять как для любительских гонок, так и для постоянной езды в летнее время. Чем отличаются эти спортивные шины от обычных сверхпроизводительных (UHP), и в каких ситуациях они более эффективны, будем разбираться, опираясь на результаты реального соревнования.
Что значит высокопроизводительная шина
Спортивную шину для повседневного использования производители именуют производительной с приставками «высоко-», «сверхвысоко-» и «ультрасверхвысоко-», добавляя к их маркировкам соответствующие английской транскрипции аббревиатуры HP, UHP и UUHP.
- HP – это самый используемый продукт, популярность которого обусловлена массовостью автомобилей с соответствующими характеристиками. Это некий компромисс между обычными дорожными шинами НТ, и технически более совершенными UHP, способными выжимать большие скорости.
- UHP обладают лучшей производительностью, что простыми словами означает меньшее сопротивление качению, более высокую безопасность езды и длительный срок службы. Рассчитаны такие шины на более мощные скоростные автомобили, и имеют индекс скорости не ниже категории V (240 км/ч). Такие шины выпускаются в летнем и всесезонном варианте, а модели могут быть не только премиальными, но и средней ценовой категории.
- UUHP, как нетрудно догадаться, обладает ещё более высокой производительностью, и имеет индекс скорости Y (300 км/ч). В условиях населённых пунктов на таких скоростях никто не ездит, поэтому особого значения для большинства водителей это не имеет. Но те, кто любит участвовать в любительских гонках, оттачивая своё мастерство, всё же обращает внимание на подобные нюансы.
За счёт чего обеспечивается производительность авторезины
Повышения производительности шины на заводах добиваются усовершенствованием конструкции каркаса, усилением боковин, повышением жёсткости резиновой смеси. Имеет значение и рисунок протектора: у шин с высокой производительностью блоки более крупные, с меньшим количеством водоотводных канавок и практически полным отсутствием ламелей. Такая покрышка при движении испытывает минимум деформаций, и теряет меньше энергии от контакта с дорогой.
Для спортивных шин важно снижение веса, поэтому все они имеют текстильный корд, наносимый в виде экрана поверх стального пояса. Направление нитей экрана, укрепляющего шину и обеспечивающего ей наилучшую маневренность, всегда параллельно оси протектора. Так уменьшается сопротивление качению, и как следствие, экономится расход топлива.
Для усиления каркаса используются дополнительные прочные ремни, и в целом высокопроизводительные шины имеют более жёсткий протектор, чем обычные дорожные модели. Из-за добавленных слоёв они могут несколько утяжеляться, зато безопасность движения повышается, а уровень потребления топлива снижается. То есть, высокая производительность демонстрируется не только на высоких скоростях, но и на обычных.
В целом, термин «производительность» включает в себя три основных эксплуатационных нюанса: мокрая дорога, сухая дорога и воздействие на окружающую среду. Сто процентов производительности делится между этими категориями, и соотношение у шин разного уровня неодинаковое.
Если у UHP оно составляет 40%: 50%: 10% соответственно, то у UUHP расклад несколько меняется – мокрая дорога 30%, а сухая 60% (то есть, на сухой дороге эти шины чувствуют себя лучше).
А вот полусликовые шины, которые отличаются визуально почти полным отсутствием протекторного рисунка, до 90% зависят от состояния дороги, и обеспечивают на мокром покрытии всего 10% эффективности. На окружающую среду гоночные покрышки не воздействуют совсем, так как для постоянной езды практически не используются.
Как работают полусликовые шины разной производительности в одинаковых условиях — тестирование
Чтобы выявить, какие спортивные шины можно считать лучшими, ведь рынок постоянно пополняется свежими моделями, немецкие автомобильные издания регулярно проводят соревнования. Последним на момент написания статьи был тест шин в размере 235/35 ZR19, проведённый в апреле 2022 года журналом Sport Auto. Носителем моделей шин, участвовавших в соревновании, стал автомобиль Hyundai i30 N.
Всего для испытаний было отобрано 10 моделей, трёх указанных категорий:
- UHP — Continental SportContact 7; Pirelli P Zero (PZ4); Falken Azenis FK510 и Michelin Pilot Sport 4.
- UUHP — Goodyear Eagle F1 SuperSport; Hankook Ventus S1 evo Z и Bridgestone Potenza Sport.
- Полуслики — Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect); Nankang AR-1 и Pirelli P Zero Trofeo R (NO).
Расклад сил на сухой дороге
Первыми и основными дисциплинами стали торможение со скорости 100 км/ч, и управляемость на сухой дороге, оцениваемая средней скоростью прохождения трассы длиной 2,77 км. Самый короткий тормозной путь оказался у немецкой модели Continental SportContact 7, и с минимальным разрывом в 0,2 м – у китайской трековой шины Nankang AR-1.
Две другие полусликовые шины (Michelin Pilot Sport Cup 2 и Pirelli P Zero Trofeo R) оказались в хвосте таблицы, показав худшие результаты, остальные участники стали середняками.
Такой расклад довольно странен, учитывая, что трековая шина более высокую производительность должна показывать именно на сухой дороге. В испытании на управляемость так и получилось, и все три полусликовых модели заняли весь «пьедестал почёта».
Худший результат показал турецкий Falken Azenis FK510 и предпоследний Michelin Pilot Sport 4 — оба из категории UHP. Но дело-то вовсе не в категории, а в самой шине, ведь Continental SportContact 7, тоже относящийся к UHP, показал на сухой трассе результат не намного хуже, чем трековые шины.
Лидеры и аутсайдеры мокрых дисциплин
На мокром покрытии тоже проводилось два соревнования: оценивалась длина тормозного пути при экстренной остановке со скорости 80 км/ч, и управляемость при прохождении трассы длиной 2,3 км. В торможении лучшим снова стал Континенталь, длина его тормозного пути оказалась на 2,5 м меньше, чем у Мишлен Пилот Спорт 4, занявшего второе место.
Обратите внимание: Худшими, как и предполагалось, стали все трековые модели — причём разница между первым и последним результатом составила аж 13,6 м! Нужно сто раз подумать, прежде чем вообще ездить на полусликовых шинах в дождь.
Трековые шины так же заняли три последних места в тесте на управляемость, пройдя трассу со средней скоростью 70 км/ч. Ставший лидером Bridgestone Potenza Sport из категории UUHP, смог развивать на мокрой дороге скорость 90 км/ч. Все остальные высокопроизводительные шины показали хоть и меньшие, но близкие к победителю результаты.
На мокром асфальтовом круге длиной 85 м измерялось и максимальное боковое ускорение в м/с, с помощь которого оценивается боковая устойчивость шины. Здесь тоже лучшими оказались высокопроизводительные шины, а худшими полусликовые, причём порядок расстановки на 8-м, 9-м и 10-м месте везде оказался одинаковым: Мишлен, Пирелли, Нанканг.
Заключение
Показать себя во всей красе полусликовые шины смогли лишь на сухом треке, где отменными были тяга, торможение, точность управления в широком диапазоне и уверенность в прохождении поворотов. Хотя шумность показывали запредельную, и сопротивлялись качению сильнее за исключением Michelin Pilot Sport Cup 2. Тайваньский Nankang, так вообще вёл себя как полноценная гоночная шина слик, удерживаясь в поворотах с большим углом даже лучше премиального Michelin Sport Cup 2.
В целом по итогам всех дисциплин откровенно плохих результатов не показал никто из участников. Вот какие им были даны оценки устроителями теста:
Оценка | Марка шины | Категория производительности |
Превосходно | Continental SportContact 7 | UHP |
Очень хорошо | Michelin Pilot Sport 4 | UHP |
Bridgestone Potenza Sport | UUHP | |
Nankang AR-1 | полуслик | |
Pirelli P Zero Trofeo R (NO) | полуслик | |
Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect) | полуслик | |
Хорошо | Pirelli P Zero (PZ4) | UHP |
Falken Azenis FK510 | UHP | |
Goodyear Eagle F1 SuperSport | UUHP | |
Hankook Ventus S1 evo Z | UUHP |
Учитывая, что итоговые результаты шин не слишком разнятся, делать выбор вполне можно, опираясь на стоимость. Самые дорогие трековые шины — особенно Michelin Pilot Sport Cup 2. А так как результаты у него не самые лучшие, то покупку такой шины выгодной точно не назовёшь.
Самой бюджетной моделью оказался турецкий Falken Azenis FK510 – во всяком случае, он дешевле других шин, тоже сработавших на оценку «хорошо», примерно на 30%. Как те же «хорошисты» (Goodyear Eagle F1 и Hankook Ventus S1 evo Z), стоит и Continental SportContact 7. Но если учесть, что он всё-таки оказался лучшим, покупка этих покрышек и получается самой выгодной.