Шипы или липучка: что лучше для холодной и снежной зимы 
Шины

Шипы или липучка что лучше

Для любого автомобилиста вопрос покупки шины для любимого коня гораздо более актуален, чем выбор собственной зимней обуви. Если на юге многие круглый год ездят на всесезонке или используют её в качестве зимней шины, то на севере выбор встаёт между шипами и липучкой – зимней нешипуемой (фрикционной) шиной, которая в большом ассортименте представлена в любом магазине. Так что же выбрать для холодной и снежной зимы, какие модели наиболее достойны нашего внимания?

Извечный вопрос – что лучше

Шипы VS липучка

Нюансы выбора резины

Зимней шину делает не только более активный и рельефный протектор, но и состав резины, сдобренный силикой и другими добавками так, чтобы верхний слой покрышки на морозе оставался мягким. Выпускают зимнюю авторезину как в нешипуемом варианте, так и в шипованном, хотя многие модели шин снабжаются шипами вовсе не на заводе.

Hankook: пока что без шипов

Hankook пока что без шипов

На заметку: При продаже шин на экспорт многие производители (особенно азиатские) предусматривают в покрышках отверстия под шипы, а непосредственно их установку производят крупные дилеры в собственных цехах. Такой подход позволяет снизить стоимость резины, что является огромным плюсом и основным критерием выбора для большинства покупателей.

Но иногда некачественно установленные шипы имеют свойство выпадать, что создаёт автовладельцу немало проблем. Столкнувшиеся с таким явлением водители возвращаются с претензиями в магазин, да и вовсе подумывают о том, что с липучкой было бы меньше проблем. Правда, многие ошибочно принимают за липучку всесезонную шину, и это глубокое заблуждение.

  • Всесезонка рассчитана на эксплуатацию в диапазоне температур не ниже -10, и не выше +10. Она не столь мягкая как липучка, и в мороз будет вести себя как летняя – станет жёсткой и будет быстро истираться.
  • В регионах с малоснежными зимами однозначно лучше ставить фрикционную шину, потому что именно на асфальте шипы и выскакивают из гнёзд (или как минимум истираются). Асфальт имеет слишком высокую плотность, и при движении оказывает давление на шипы.
  • В современных моделях зимних шин шипы под давлением могут прятаться внутрь протектора – так они не изнашиваются, но и не могут удержать автомобиль на скользкой поверхности. При движении по имеющему меньшую плотность льду или укатанному снегу, шипы «вгрызаются» в поверхность и отлично удерживают машину на дороге.

Картина маслом — половины шипов нет

Шипы или липучка что лучше

  • Если работа шипованных покрышек основана на цепкости шипов, для чего производители постоянно усовершенствуют их конструкцию, ходовые качества липучки обеспечиваются её составом. В производстве нешипуемых колёс применяются такие резиносмеси, в которых молекулярные связи после разрушения способны восстанавливаться.
  • У них в качестве фиксатора работает только внешняя, более мягкая оболочка резины. Внутри протектора она остаётся достаточно жёсткой, чтобы обеспечить высокую степень управляемости автомобиля. Шипы во многих случаях более надёжны – например, когда приходится ехать в гору или по рыхлому снегу.
  • Но у шипованных покрышек есть один минус, который, даже не имея отношения к управляемости, способен водителя, проводящего много времени за рулём, в прямом смысле сводить с ума. Таковым является шум, издаваемый трением шипов об асфальт — на высокой скорости он может быть весьма агрессивным и даже переходить в вой. Именно поэтому во всех соревнованиях оцениваются не только технические качества покрышек, но и шумность.

Разберёмся, насколько лучше и в каких условиях ведёт себя шипованная и фрикционная шина, взяв за основу своего рассказа тесты, проведённые в октябре 2020 года шведским журналом Vi Bilagare. Соревнования проводились отдельно для шипованных шин, и отдельно на нешипуемых, хотя размер использовался один – 205/60 R16.

Рассмотрим, какие модели приняли участие в тестах и что они оказались способны. В заключение, сравнив лучшие достижения победителей, сделаем вывод, что лучше – липучка или шиповка.

Шипованные покрышки

Тестирование шипованных шин проводилось в два этапа. На трассе принадлежащего Pirelli полигона, расположенного на территории Швеции немного южнее полярного круга, оценивались ходовые качества покрышек на льду и рыхлом снегу. Способность шин работать на сухой и мокрой поверхности (зима зиме рознь, бывают и такие условия)  оценивали тоже в Швеции, но на принадлежащем Gislaved треке в Эльвсбюне.

Участники и их результаты

В соревнованиях приняли участие семь производителей, один из которых – а именно: Nokian, представил не только премиальную резину из линейки Hakkapeliitta (9 поколение) из Финляндии, но и бюджетный вариант Nordman 7, сделанный в России. Они заняли третье и шестое места соответственно.

Участники от Nokian: Hakkapeliitta 9 и Nordman 7

Nokian Hakkapeliitta 9 и Nordman 7

Немецкий Continental представил свою модель IceContact 3, которая по совокупности оценок заняла почётное второе место. Российского производства оказался не только Nordman 7. Это ещё две модели европейских компаний, разместивших у нас свои производства, это: Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2. Мишлен стал победителем данного соревнования, Пирелли оказалась пятой.

Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2 —  европейская резина с российской пропиской

Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2

От азиатских производителей в тесте участвовали: южнокорейский Hankook Winter i*pike RS2 (W429), занявший четвёртое место; японская Toyo Observe Ice-Freezer и индонезийская GT Radial IcePro 3 (7 и 8 места соответственно).

Основная борьба, как водится, развернулась между общепризнанными лидерами: Nokian, Continental и Michelin, который и занял первое место, получив наиболее высокие баллы во всех ледовых дисциплинах. Кроме того, Michelin X-Ice North 4 показала самый низкий уровень шума, что обусловлено конструкцией шипов и их более мелкими размерами. На сухом покрытии эта шина тоже стала лучшей, однако на мокрой дороге уступила даже аутсайдеру GT Radial.

Наивысший балл в управляемости на снегу получила Hakkapeliitta 9 – в этой дисциплине только она получила максимальные 10 баллов. В торможении на снегу такой же балл получили пять участников. Трое отставали: занявшие два последних места Toyo и GT Radial, и иже с ними Pirelli. Зимние модели Pirelli  вообще никогда звёзд с неба не хватали соревнованиях, шины этого бренда гораздо лучше в летнем исполнении — особенно скоростные, категории UHPS.

На заметку: На сцепные качества зимней резины решающее влияние оказывает количество шипов. Наибольшее их количество (255 шт) у Michelin и Hankook; у Nokian 196 шт, у Continental и Pirelli по 190 шт. У остальных, занявших три последних места, 128-134 штуки – отсюда и невысокие результаты в ледовых дисциплинах.

На мокрой дороге высший балл (10) тоже получил всего один участник — GT Radial. Это было его лучшее достижение, результаты тестов на льду на снегу были откровенно провальными. Плюс ко всему большой расход топлива и высокая шумность – отсюда и последнее место.

Нешипуемая зимняя резина (липучка)

На тех же полигонах, на которых испытывали шипованную шину, провели и соревнования для фрикционных покрышек. Носителем шин в основном был VW GOLF, размер всё тот же: 205/60 R16. Как всегда, в соревновании принимали лучшие европейские бренды, хотя производственные мощности и многих из них располагаются в Юго-Восточной Азии. Оценивались качества участников в тех же дисциплинах, что и в случае с шипованной резиной, и вот какими получились результаты.

Модели-участницы

Continental VikingContact 7 – победителя нужно знать в лицо

Continental VikingContact 7

Участников в данном тесте было тоже восемь, и вот как они расположились в турнирной таблице:

  • 1 место. Continental VikingContact 7 (Германия). Эта модель оказалась лучшей в соревнованиях на льду и на снегу, и единственная получила максимальный балл за низкий уровень шумности. Самой большой проблемой липучек с нордическим типом протектора было и остаётся аквапланирование – ну не может шина одинаково хорошо держаться на льду и на воде.
  • 2 место. Nokian Hakkapeliitta R3 (Финляндия). Получила максимальный балл в управляемости на снегу, но оказалась такой же шумной, как и занявший последнее место китайский Firemax. На льду и снегу получила баллы, близкие к максимальным, хуже показала себя на сухом и мокром асфальте.
  • 3-4 место. Goodyear Ultra Grip Ice2 (Польша) и Pirelli IceZero FR (Россия) разделили 3-4 места, получив одинаковое количество баллов. На льду и снегу лучше показала себя Pirelli. На мокрой дороге Goodyear единственная набрала 20 максимально возможных баллов. Уровень шумности у них оказался одинаковым, топливная экономичность у Goodyear чуть выше.

Бронзовые призёры: Goodyear Ultra Grip Ice2 и Pirelli IceZero FR

Goodyear Ultra Grip Ice2 и Pirelli IceZero FR

  • 5 место. Nexen Winguard Ice Plus WH43 (Южная Корея). Эта резина оказалась на пятом месте только из-за слабых результатов на мокрой дороге. На льду и снегу она практически не отставала от лидеров, а в управляемости на сухой дороге вообще получила высший балл. По совокупности цены и качества этот вариант, пожалуй, можно считать самым лучшим.
  • 6 место. Если шипованная модель Michelin была победительницей, то фрикционная модель X-Ice Snow (того же бренда, но с китайской пропиской) оказалась даже за пределами золотой середины. На снегу она работала относительно неплохо, но в остальных дисциплинах была откровенно слабой. Максимальных баллов не получила ни на каком этапе.
  • 7 место. Bridgestone Blizzak Ice (Россия) оказалась на предпоследнем месте из-за провально низких баллов на мокрой и сухой дороге – резина чересчур мягкая. На снегу и льду эти покрышки чувствовали себя совсем неплохо благодаря хорошему боковому сцеплению, обеспеченному за счёт асимметричного рисунка протектора. За топливную экономичность и шумность модель получила низкие баллы.
  • 8 место. Firemax FM805+/Nereus NS805+ (Китай). Свой лучший результат эта модель показала только на мокрой дороге, заработав даже больше баллов, чем Michelin, но в остальных дисциплинах итоги были неутешительными. Шины плохо выдерживают боковые нагрузки, делая автомобиль практически неуправляемым – отсюда и «почётное» звание аутсайдера.

Лучшие достижения двух соревнований — заключение

Вот теперь, сравнив лучшие достижения двух соревнований, мы и можем составить себе представление, на что способна шипованная и фрикционная резина. Более выгодные позиции выделены жирным шрифтом:

Дисциплины соревнований                            Лучшие показатели — сравнение
Шипованная резинаФрикционные покрышки
Разгон на льду с 5 до 15 км/ч1,89 сек2,35 сек
Торможение на льду с 15 до 5 км/ч3,43 м2,54 м
Управляемость на льду51,23 сек48,82 сек
Аквапланирование64,6 км/ч73,3 км/ч
Торможение на мокром асфальте с 80 до 5 км/ч33,87 м34,41 м
Торможение на сухом асфальте с 80 до 5 км/ч29,88 м28,69 м
Разгон на снегу с 5 до 35 км/ч3,62 сек4,15 сек
Торможение на снегу с 5 до 35 км/ч10,5 м11,3 м
Управляемость на снегу74,62 сек72,25 сек

Сравнивая показатели лидеров соревнования, мы получаем наглядное подтверждение, что липучка разгоняется на льду дольше, но тормозит и управляется быстрее. Оказавшись на мокрой дороге, она гораздо лучше сопротивляется аквапланированию и практически не уступает шиповке в дине тормозного пути. На сухом покрытии показатели торможения у липучки лучше, а вот на снегу она уступает в этом шиповке.

На льду и снегу шипованная резина однозначно чувствует себя лучше. Её выбор предпочтителен для холодной местности, где снег лежит, не тая 6 месяцев в году. Даже в крупных городах, где зимой регулярно чистят дороги, всегда есть дворы с огромными сугробами и наледью, где автомобиль может попасть в очень некомфортное положение. При необходимости экстренного торможения, даже 10 см тормозного пути, которые выигрывают шипованные покрышки, могут не только обеспечить целостность автомобиля, но и спасти чью-то жизнь.

Комментарии

20 + 2 =

Adblock
detector