Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин

Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин Колеса

Автомобильные шины отличаются друг от друга не только размером или сезонностью применения, но и типом рисунка беговой дорожки, что обусловлено разными эксплуатационными условиями. А так как рисунок протектора может быть направленным, покрышки для комфорта и безопасности движения должны быть правильно ориентированы при монтаже. Рассмотрим, как производится сборка и установка колёс в зависимости от особенностей рисунка протектора.

установка колёс
Особое внимание асимметричной шине

Типы рисунка протектора

Протектором называют элемент шины, осуществляющий непосредственный контакт с дорогой, и обеспечивающей с ней сцепление. Ему приходится противостоять воздействующим нагрузкам и абразивному трению, облегчать автомобилю движение на высокой скорости или в условиях бездорожья — поэтому так важно, чтобы тип рисунка покрышек соответствовал эксплуатационным условиям.

Вот какие варианты структуры протектора применяют для легковых и легкогрузовых шин.

Симметричный направленный протектор

Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин
Направленный симметричный рисунок протектора

Этот тип протектора ранее часто встречался у летних шин, но в последние годы его применяют в основном для зимних нешипуемых моделей. Узнать его легко по характерной «ёлочке», образуемой рядом V-образных канавок, плавно переходящих в кромки сцепления. Подобная структура создаёт простой механизм для удаления воды из пятна контакта.

Так как рисунок у данных покрышек направленный, они должны устанавливаться на машину так, чтобы направление вращения совпадало с направлением стрелки. В первую очередь это требование должны соблюдать шиномонтажники, бортирующие покрышки на диски.

При установке колёс на автомобиль хозяин может лишь проконтролировать, чтобы все стрелки на шинах с надписью «Rotation» были направлены в сторону движения.

правильная установка колёс
Стрелка, указывающая направление вращения колеса

Симметричный рисунок протектора без направления

Это самый популярный тип протектора, используемый в производстве нескоростных шин: для малолитражек, компактных, гольф-класса и коммерческих автомобилей — а так же внедорожников, так как на бездорожье важна не скорость, а тяга. Применяется такой протектор вне зависимости от зимы и лета, и его имеет подавляющее число всесезонок и шипуемых моделей.

Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин
Симметричный ненаправленный рисунок на шине для лёгкого бездорожья

Симметричность рисунка, вкупе с его ненаправленностью, избавляет от необходимости отслеживать правильность насадки шины на диск и установки колёс на машину. Такие покрышки эффективно работают не только при движении вперёд, но и в обратном направлении, что особенно важно для полноприводных автомобилей.

Ненаправленная асимметрия

Асимметричной называют шину, протектор которой делится на две визуально разных половины. Каждая часть имеет не только собственный узор, состоящий из разнонаправленных канавок и блоков, но и отличается от противоположной по структуре резиносмеси. На внешней стороне колеса она обычно более плотная, так как именно на неё приходятся основные нагрузки, она скорее изнашивается, подвергается проколам.

Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин
Асимметричная шина без направления

Такое усиление обеспечивает покрышкам больший ресурс, даёт возможность увеличить пробег при минимальном износе. Подобный тип протектора легко определяется, ведь с внешней стороны у него блоки более крупные. С внутренней стороны сосредоточено больше канавок и ламелей, что обеспечивает хорошее водоотведение из пятна контакта покрышки с дорогой. Хотя в некоторых моделях шин отсутствие в рисунке симметрии выражено и не столь явно.

Асимметричные шины имеют лучшие ходовые качества, устойчивы в повороте, отлично цепляются за грунт, асфальт и даже лёд, поэтому многие зимние модели имеют именно такой тип рисунка. Разнонаправленность прорезей и уменьшенное количество крупных блоков позволяет шинам не только прекрасно работать в самых разных дорожных условиях, но и обеспечивает сниженный уровень шума, что для симметричных моделей является целой проблемой.

Как и симметрия, асимметрия тоже может быть ненаправленной или иметь направление. Ненаправленные шины хорошо удерживают курс при движении на высокой скорости и с нагрузкой, им свойственна хорошая поперечная устойчивость и управляемость при перестроениях и на поворотах. Бортируется такая покрышка с совмещением внешней части протектора с лицевой стороной диска.

Примечание: Чтобы потребителю не пришлось гадать, где какая сторона, производитель обозначает внешний борт надписью «OUTSIDE», а внутренний «INSIDE». Следовательно, если установка колёс на автомобиль была выполнена правильно, при его обходе вы на всех шинах увидите обозначение «OUTSIDE».

Сборка и установка колёс в зависимости от рисунка протектора шин
Принцип построения протектора асимметричной шины

Направленный рисунок протектора с асимметричной структурой

Это самый трудный для установки вариант шин, так как у них рисунок не только асимметричный, но и направленный. А это требует совмещать не только лицевые стороны шин и дисков при сборке колес, но и обращать внимание при установке на машину, где левые и правые. Шиномонтажники при бортировке таких покрышек обычно помечают мелом, где какая сторона в соответствии со стрелкой ротации.

рисунок асимметричного протектора
Пример направленного асимметричного рисунка

Заморачиваться с такими сложностями имеет смысл только в том случае, когда колёса приобретаются для гоночного автомобиля – именно для сверхвысоких скоростей этот тип протектора и предназначен. Для городской езды, и тем более загородной, направленная асимметрия никакого преимущества не даёт, поэтому увидеть такой протектор можно нечасто — в основном на покрышках 19-22-дюймового размера.

В маленьких размерах асимметрично-направленные шины не делают, так как для обычных легковых машин они бесполезны, а стоят на порядок выше универсальных симметричных.

Заключение

Многие автовладельцы пользуются услугами шиномонтажек только при перебортовке покрышек, а на машину, если на летнем и зимнем комплектах есть отдельные диски, переустанавливают сами. Сделать это несложно, но следует учитывать такие нюансы.

Если маркировки «Rotation» на покрышках нет, вращаться они могут в любую сторону. Исключением являются шины с направленной асимметрией протектора, которые нельзя устанавливать с левой стороны направо.

Но если учесть, что такие шины давно стали эксклюзивом и на них сегодня никто не ездит, кроме спортсменов, можно особо не переживать: если уверены, что шиномонтажник собрал всё правильно, установка колёс на авто может быть выполнена самостоятельно, и переставлять колёса местами можете как угодно.

КолесаДом
Добавить комментарий

16 + четыре =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector