Покрышки для внедорожников – особенности выбора
Шины

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Чем мощнее машина, тем больше сложностей возникает при выборе покрышек, ведь характеристики резины напрямую влияют на её ходовые качества. Выбор следует осуществлять в соответствии с условиями эксплуатации, это важно. Ведь если вы практически не выезжаете за пределы асфальтированных трасс, зачем предъявлять к колёсам повышенные требования? По каким критериям выбирать покрышки для внедорожников, и какие модели актуальны в нынешнем сезоне, будет рассказано в этой статье.

Грязевая шина для внедорожной езды

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Типы шин для разных условий эксплуатации

Существует несколько принципиальных решений протектора, которые основаны на разнице в условиях эксплуатации.

Тип протектораХарактеристика

Шоссейные Н/Т

Разновидность шоссейного протектора

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Шоссейные (дорожные) тип протектора, обозначается H/T (от Highway Terrain) или H/Р (от High Performance, с повышенными скоростными качествами). Эти покрышки предназначены только для асфальта и практически бесполезны на грунтовке, так как имеют слабые боковины.

Плечевые блоки у такой резины отсутствуют, неглубокий протектор улучшает сцепление с асфальтом, а кольцевые канавки обеспечивают хорошую курсовую устойчивость на скорости. На ровном городском покрытии внедорожник с такими покрышками будет «чувствовать» себя, как солидный седан с отменными ходовыми качествами и минимумом шума в салоне.

Высокопроизводительные UHP

Асимметричный проектор высокоскоростной шины

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Обозначение UHP происходит от фразы Ultra High Performance, переводящейся как «сверхвысокая производительность». Приставка «Ultra» — не просто игра слов. Она даёт понять, что такая шина, в отличие от НТ или НР, имеет повышенные скоростные возможности (индекс не ниже V) и предназначена для автомобилей соответствующего класса.

Отличительной особенностью UHP является то, что эксплуатироваться такая резина может лишь при положительных температурах, и соответственно, бывает только летней. Такие покрышки имеют повышенное сцепление с асфальтом, более предсказуемы и безопасны при маневрировании.

Подобные характеристики обеспечиваются как составом резины, усиливаемой нейлоновыми нитями, так и рисунком протектора, который нередко бывает несимметричным и направленным. Профиль у такой шины обычно низкий – не более 50% от ширины протектора.

Универсальные А/Т

Типичный рисунок универсальной шины

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Универсальные шины All-Terrain предназначены для машин, которые больше времени работают на асфальте, и только иногда попадают на серьёзное бездорожье.

От шоссейных шин их отличает:

·        Повышенная жёсткость резиносмеси;

·        Более высокая шумность;

·        Увеличенные дистанции при торможении;

·        Более низкий индекс скорости

·        Лучшее сопротивление качению, которое, однако, увеличивает расход топлива.

В городе с его пробками вы этого особо не заметите, а вот попав на грунтовую дорогу, будете чувствовать себя гораздо увереннее. По камням и сыпучему грунту А/Т будет демонстрировать отменную проходимость, правда на серьёзном бездорожье возникнут трудности. Протектор быстро забивается грязью, становится гладким, скользким и уже не может эффективно цепляться за грунт.

На заметку: Такой тип протектора обычно имеют всесезонные шины. На них нередко наносят маркировку M+S (грязь+снег), что позволяет использовать резину в условиях тёплых европейских зим круглогодично.

Грязевые М/Т

У грязевых шин самый «зубастый» протектор

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Для борьбы с серьёзным бездорожьем нужны только шины с типом протектора М/Т (Mud Terrain), которые могут быть как летними, так и зимними. Их отличает солидная глубина протектора, большое расстояние между шашками, что не позволяет грязи задерживаться, и наличие на боковинах грунтозацепов.

В отличие от прочих типов шин, у этих состав резиносмеси наиболее плотный и жёсткий. Профиль таких покрышек не только широкий, но и высокий – не менее 65% от ширины протектора. Высокая проходимость автоматически влечёт за собой неважную маневренность на асфальте, высокую шумность и низкие скорости, так что в черте города езду на таких покрышках сложно назвать комфортной.

Сезонность резины

Особенности климата и длительность холодных сезонов оказывают на эксплуатацию автомобиля ещё большее влияние, поэтому их нельзя не учитывать при выборе резины. Всего существует два варианта для лета: чисто летний и всесезонный (более глубокий) протектор; и два варианта для зимы: шипуемая шина, и фрикционная (липучка).

Резина для внедорожников дорогая, иметь два комплекта на каждый сезон накладно — поэтому автовладельцы нередко приобретают всесезонку, и предпочитают ездить на ней круглый год. В условиях европейских зим такое решение вполне резонно, тем более что за город в плохую погоду мало кто выезжает. Однако в России даже в южных регионах зимы бывают непредсказуемыми, и после полного отсутствия снега можно попасть в настоящую метель.

Так что зимние покрышки покупать всё же надо – пусть не шипованные, но хотя бы липучку. У зимней шины обычно всесезонный (универсальный) тип протектора, резиносмесь имеет совсем иной состав, благодаря которому не дубеет на морозе.

Примечание: Уровень шума в салоне, при езде на мягкой резине будет более низким — и это не такая уж мелочь. Когда в автомобиле приходится проводить много времени, для водителя это свойство начинает иметь чуть ли не первостепенное значение. И уж конечно это важно летом, когда по сухому и ровному асфальтовому покрытию хочется прокатиться на большой скорости.

Профессиональная оценка качеств конкретных моделей: тест от Auto Bild Allrad

Можно сколь угодно красиво описывать возможности той или иной шины, что, собственно и делают на своих сайтах в качестве рекламы продавцы, но реальную картину характеристик можно получить только в процессе испытаний. Именно поэтому и производители покрышек, и потребители с нетерпением ждут новых ежегодных соревнований: первые, желая продемонстрировать качество своей продукции; вторые, чтобы сориентироваться в соотношении представленных достоинств с ценой и сделать свой выбор.

Тестируемые модели

Один из таких тестов для внедорожной шины, в размере 255/55 R18, организовал в 2020 году немецкий журнал Auto Bild Allrad. В нём приняло участие 10 моделей, в основном высокопроизводительных, категории UHP. Участников надо знать в «лицо», поэтому представим на каждого краткое резюме. По традиции будем располагать их в таблице согласно местам, на которых они расположились в турнирной таблице:

Модель и страна-производительРезюме и средняя цена
1Michelin Pilot Sport 4 SUV (Франция, Польша)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Эта модель класса UHP, предназначенная для эксплуатации на кроссоверах и внедорожниках, появилась в линейке производителя в 2019 году, через 3 года после запуска Pilot Sport 4 для компактных машин. У варианта SUV несколько видоизменён протектор и обновлен состав резиносмеси. Как заявил производитель, резина, обогащённая эластомерами и усиленная двойным каркасом, идеально адаптируется к неровностям дороги и обеспечивает максимальное сцепление с ней в сырую погоду. Судя по занимаемому первому месту, это утверждение оказалось вполне справедливым.

В преддверии лета 2021 года, Michelin Pilot Sport 4 SUV в размере 255/55 R18 стоит порядка 12200 руб.

2Dunlop Sport Maxx RT 2 SUV (Великобритания)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

На европейском шинном рынке Sport Maxx RT2 SUV присутствует с 2018 года, после пары лет оптимизации аналогичной модели для легковых машин класса компакт. Модель имеет асимметричный рисунок с V-образными прорезями в центральной части протектора, что повышает сцепляемость с дорожным покрытием и делает шину более маневренной. Резиносмесь из синтетического каучука и натуральных масел идеально подходит для внедорожных высокоскоростных шин, и обеспечивает отличную управляемость вне зависимости от погодных условий.

В продаже размера 255/55 R18 пока нет, но надеемся, что к началу лета завезут. Но бюджетной их стоимость точно не будет.

3Vredestein Ultrac Satin (Нидерланды)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Vredestein Ultrac Satin голландского производства была представлена потребителю ещё в 2016 году и заменила в модельном ряду Ultrac Cento. По сравнению с ней, в этой модели улучшилась управляемость, эффективность торможения и снизился расход топлива, что и привело к почётному третьему месту в тесте. Стоит порядка 14000 руб.
4Cooper Zeon 4XS Sport (США)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Модель с асимметричным рисунком Cooper Zeon 4XS Sport, предназначена для среднеразмерных и больших автомобилей категории SUV. Протектор был специально разработан, чтобы справиться с солидным весом таких машин. Внутренняя плечевая секция улучшает контакт с мокрой дорогой, а широкие канавки предотвращают планирование в воде и улучшают устойчивость на сухом покрытии. Скошенные края блоков протектора предупреждают неравномерный износ и уменьшают уровень шума, образующийся при движении. Достойное 4-е место говорит само за себя. Ценник – порядка 11000 руб.
5Pirelli Scorpion Verde (Румыния)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Эта модель лучше всего проверена временем, потому что выпускается аж с 2010 года. Шины, этого производителя, особенно скоростные, в представлении не нуждаются, ведь без Пирелли не проходит ни одна мало-мальски значимая гонка. При создании модели Scorpion Verde все конструкционные составляющие (и рисунок протектора, и кордовая структура) подгонялись под высокоскоростные условия вождения. Очевидно, что совокупность достоинств оказалась оптимальной, именно поэтому модель и продержалась на шинном рынке уже десятилетие, тогда как другие сходят с дистанции уже через 5-6 лет.

Средняя цена за покрышку – 14300 руб, в предсезонный период можно купить их со скидкой, порядка 12200-12500 руб.

6Barum Bravuris 5HM (Чехия)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Когда-то чешская компания Barum была самостоятельным производителем шин, с 1993 года она принадлежит немецкому Continental Group, а шины под брендом Barum выпускаются в качестве бюджетной альтернативы от премиального производителя. Модель Bravuris 5HM стала новинкой сезона 2019, и к нынешнему, 2021 году зарекомендовала себя очень неплохо, отличившись низкой истираемостью и очень высоким пробегом. Да и цена 10500 за штуку для этого размера весьма неплохая.
7Maxxis Victra Sport VS5 SUV (Китай)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Maxxis – это единственный из китайских производителей, способный побороться за призовые места с именитыми мировыми брендами. Учитывая достойное качество в сочетании с невысокой ценой (7100 руб. в размере 255/55/18), выбор весьма неплохой.

В некоторых дисциплинах – например: тяге в грязи, эта шина показала лучшие результаты. В продольном аквапланировании она уступила только Мишлену, а в поперечном обошла даже его. Результаты говорят сами за себя: если вы живёте в регионе, где лето холодное и мокрое, Maxxis Victra Sport VS5 SUV будет лучшим выбором.

8Cooper Zeon 4XS Sport (США)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Модель Zeon 4XS Sport появилась в 2015 г, сменив в модельном ряду производителя Zeon 4XS. Её протектор получил новый асимметричный рисунок, специально адаптированный под тяжёлые автомобили. В данном соревновании шина показала неплохую управляемость на сухой дороге и лучшие показатели в тяге на песке. В мокрых дисциплинах результаты были слабыми, что не позволило модели подняться выше 8-7-го места. Цена 10100 руб.
9Nokian Powerproof SUV (Финляндия)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Nokian Powerproof SUV – это новинка прошлого летнего сезона 2020 года. Выпускалась она только в Финляндии, в российском филиале пока не запущена и продаже у нас ещё нет. По утверждению производителя шина должна показывать лучшие сцепные свойства на мокрых дорогах, но по факту в этих дисциплинах показывала средненькие результаты. Хорошо показала себя в тяге на траве, и стала худшей из всех участников в тяге на песке и на гравии. Отсюда – второе место с конца.
10Lexani LX-Thirty (Китай)

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Lexani, как торговая марка, в первую очередь известна любителям автомобильного тюнинга — под этим брендом американская компания выпускает премиальные колёсные диски. Затем было принято решение заняться и выпуском шин, за счёт чего можно автозаводам для первой комплектации машин поставлять не только диски, но и колёса в сборе. Для этой цели были задействованы мощности южнокорейского шинного предприятия Nexen, у которого так же есть филиал в Китае. Именно там и выпускаются шины Lexani LX-Thirty, ставшие участником данного тестирования.

Судя по занимаемому месту, тягаться с остальными участниками они не смогли, почти во всех дисциплинах показывая худшие результаты. Достоинство у них только одно – бюджетная цена чуть более 6000 рублей.

Дисциплины и результаты

Всего в данном соревновании было 14 дисциплин. Несмотря на то, что шина представлена скоростная, тест предусматривал 5 испытаний в условиях бездорожья, хотя и не экстремального. Да и что удивляться, ведь никакая машина не ездит исключительно по асфальту – а джип тем более.

Вот какие результаты показывали участники во внедорожных тестах:

  1. Тяга на песке (измерялось в Ньютонах среднее тяговое усилие). Лучшей стала тройка: Купер, Барум и Мишлен. Замыкающие – Лексани и Нокиан.
  2. Тяга в грязи. Тройка лидеров: Максис, Данлоп, Мишлен. Отстающие – Пирелли и Лексани.
  3. Тяга на траве. Лидеры: Мишлен, Нокиан, Вредештейн. Аутсайдеры – Купер и Лексани.
  4. Тяга на гравии. Лучшие участники: Барум, Мишлен, Гудиер. Худшие — Нокиан, Вредештейн.
  5. Управляемость на гравии (оценивалась средняя скорость). Пятёрка лучших участников показала очень близкие, а порой и одинаковые результаты — это Мишлен, Данлоп, Вредештейн, Барум и Максис. Худшие результаты показали Лексани и Нокиан.

Тест тяга на гравии

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

В мокрых дисциплинах было тоже 5 испытаний:

  1. Управляемость на мокрой дороге (оценивалась средняя скорость). Лучшими были Мишлен, Данлоп и Гудиер. Худший результат у Лексани.
  2. Торможение (измерялась длина тормозного пути на скорости 100 км/ч). Лидеры те же самые, аутсайдер тоже.
  3. Боковая устойчивость на круге (время прохождения). Тройка лучших – Мишлен, Гудиер, Пирелли. Последней снова была Лексани.
  4. Продольное аквапланирование. Самую высокую скорость в воде до начала всплытия смогли развивать машины, обутые в покрышки Мишлен, Максис и Нокиан. Худшими оказались Пирелли и Купер.
  5. Поперечное аквапланирование (боковое ускорение м/с2). Лидировали Максис, Мишлен и Нокиан. Безнадёжно отстали Купер и Лексани.

Испытание на аквапланирование

Покрышки для внедорожников – особенности выбора

Оставшиеся 4 забега были посвящены сухим дисциплинам. В них расклад был таким:

  1. Управляемость (средняя скорость, реакции на повороты руля). Лучшие результаты у Гудиер, Мишлен и Купер.
  2. Торможение (длина тормозного пути на скорости 100 км/ч). В лидерах Мишлен, Данлоп и Гудиер.
  3. Экономичность (сопротивление качению кг/т). На удивление, всех опередили Барум и Вредештейн. Победитель всего соревнования Мишлен здесь стал только четвёртым, пропустив вперёд ещё и Нокиан.
  4. Акустический комфорт (замерялся уровень шума при 60-80 км/ч). Самой тихой оказалась шина Вредештейн, за ней Максис и Купер.

Замыкающий почти везде один, и это, как не трудно догадаться, Лексани. В некоторых тестах разница была такой существенной, что оправдать её невозможно даже невысокой ценой покрышки.

Заключение

Самым выгодным приобретением считается шина, у которой цена наиболее оптимально сочетается с продемонстрированными характеристиками. В данном случае, таковыми оказались две модели: Barum Bravuris 5HM и Maxxis Victra Sport VS5 SUV, разделившие 6 место благодаря одинаковому количеству набранных баллов. А если учесть, что Barum стоит на 3000 руб. дороже, пальму первенства однозначно следует отдать Maxxis. Кстати, Pirelli Scorpion Verde опережает её всего на одну ступень, а выложить придётся ровно в два раза больше.

Комментарии

один + 19 =

Adblock
detector