Во многих регионах в конце сентября уже и снежный покров, хоть и нестабильный. Температура воздуха всё активнее стремится к нулю — а это значит, что самое время если не переобуваться, так подбирать зимнюю резину. Для автомобилистов это один из основных вопросов холодного сезона, и требует решения, даже там, где снега зимой толком нет, а есть лишь снежная каша да гололёд. В статье дадим несколько советов по выбору зимней резины для легковых автомобилей, и кратко расскажем о новинках последних лет, представленных известными производителями.
- Почему даже тёплой зимой не нужно ездить на летней шине
- Критерии выбора резины для зимы
- Когда лучше шипы, а когда липучка
- Рейтинг шин для зимнего сезона
- Зимняя резина Kumho Wintercraft WI51
- Matador MP-93 Nordicca
- Nokian WR Snowproof и WR Snowproof P
- Зимняя резина Nokian Hakkapeliitta R5
- Hankook W330A i cept Evo3
- Kumho Wintercraft WI32
- Michelin X-Ice Snow SUV
- Зимняя резина Pirelli Winter Cinturato 2
- Заключение
Почему даже тёплой зимой не нужно ездить на летней шине
В производстве зимних и летних шин используют абсолютно разные по составу резиносмеси. Для зимы резина нужна более мягкая, чтобы не превращалась в камень на морозе. Летняя, наоборот, должна быть более жёсткой чтобы не плавилась — ведь при вращении колёс она дополнительно нагревается, вне зависимости от температуры окружающей среды.
Уже при близких к нулю температурах летняя резина начинает утрачивать эластичность, ухудшая сцепные характеристики, увеличивая тормозной путь при остановке. Именно поэтому менять её на зимние покрышки рекомендуется при стабильной среднесуточной температуре +5…+7 градусов. Точно так же не стоит портить зимние покрышки летом — в жару они быстрее изнашиваются, становятся шумными и плохо управляемыми.
Вопрос: Многие читатели интересуются, можно ли поставить зимние покрышки только на ведущую ось: переднюю или заднюю?
Ответ: Нельзя, и вот почему. Если поменять резину только на передней оси, у задней пары будет практически нулевое сцепление, что провоцирует занос. Заднеприводному автомобилю в такой ситуации вообще будет трудно начать движение и разогнаться. Ставить две зимних покрышки только сзади вообще нет смысла, потому что 75% эффективности торможения в любом случае обеспечивает передняя ось. Её на скользком покрытии будет сносить, и машина из-за разности сцепных характеристик рискует стать вовсе неуправляемой.
Критерии выбора резины для зимы
Современная шинная промышленность очень далеко ушла в своём развитии, ассортимент покрышек такой, что и бывалому автолюбителю сделать выбор бывает непросто. Начинать его нужно с определения условия эксплуатации машины, ведь именно они и являются самым главным критерием при подборе покрышек.
- Если, к примеру, снег выпадает редко и всего на пару дней, зачем нужна зимняя шипованная резина — лучше взять нешипуемую (липучку). Неплохой выбор фрикционных шин есть и для суровых зимних условий. Такие модели в основном предлагает финская компания Nokian Tyres, специалисты их называют арктическими или скандинавскими. Есть варианты и для европейских зим, и далее мы разъясним, как их различить.
- Европейские липучки отличаются не только рисунком протектора, но и составом резины, индексами скорости и грузоподъёмности. Если для лета лучше брать шину с более высоким индексом скорости, так как на сухом покрытии у неё более короткий тормозной путь, то на заснеженных дорогах проходимость скоростных покрышек хуже.
- Некоторые производители одну и ту же модель предлагают в нескольких вариантах сочетания индексов грузоподъёмности и скорости. Например, нешипуемая шина Continental ContiWinterContact TS 870 продаётся в четырёх вариантах: 91Т, 91H, 94H и 94V, а с повышением индекса подрастает и ценник.
- Разное сочетание индексов позволяет подобрать оптимальный вариант для легкового, внедорожного или коммерческого автомобиля, ведь определённый размер может подходить машинам нескольких категорий. В таких покрышках с разными индексами одинаковым может оказаться только протектор, а состав резиносмеси и конструкция каркаса иные.
Обратите внимание: Многим кажется, что шины с большой грузоподъёмностью будут служить дольше. Это, конечно, так, но если ставится зимняя резина с более высоким индексом, чем требует конструкция автомобиля, такие эксплуатационные свойства, как: сопротивление качению, скорость и сцепление с дорогой будут снижены. При заниженной грузоподъёмности протектор будет изнашиваться неравномерно.
Когда лучше шипы, а когда липучка
По поводу выбора шипованной или нешипуемой шины не утихают споры, но что зря спорить — нужно просто ориентироваться на условия климата местности:
- В условиях суровых зим можно ездить как на шипах, так и на липучке (те, кому много времени приходится проводить за рулём, предпочитают её, как менее шумный вариант). Просто выбирать нужно протектор скандинавского типа, а не европейского. Особенность такого протектора состоит в элементах, размещаемых в шахматном порядке и с широкими промежуточными канавками, наличием плечевых зацепов. Такая зимняя резина будет отлично себя чувствовать и на твёрдом снегу, и на льду, не подходит для неё только снежная каша.
- Если зимы довольно мягкие, без сильных морозов и с частыми оттепелями до нуля, желательно всё же ездить на шиповке (гранёные шипы лучше, чем круглые), так как она отлично работает и на гладком льду, и на заснеженной дороге. Трудно ей приходится только на подтаявшем и разбитом льду или в снежной каше, образовавшейся из-за использования реагентов.
- Для южных регионов, где температура воздуха зимой крайне редко опускается ниже -5, а чаще находится в плюсовом диапазоне, можно ездить и на европейской липучке. Её протектор состоит из множества водоотводных канавок и тонких прорезных ламелей, благодаря которым покрышки прекрасно держатся на покрытом снежной шугой и водой асфальте. Если местность ровная и вам не приходится регулярно ездить под горку, можно приобрести и всесезонку с маркировкой 3PMSF (горная вершина со снежинкой и надписью M+S).
Рейтинг шин для зимнего сезона
Головную боль у автолюбителей вызывает не только выбор протектора, но и просто ассортимент шин от множества разных производителей, ведь некоторые из них предлагают визуально похожие модели. Многие водители предпочитают брать уже известные модели прошлых сезонов — тем более, что они обычно стоят дешевле.
Но немало и таких автовладельцев, которые целенаправленно ищут новинки, небезосновательно полагая, что новая модель будет дольше в продаже, и в случае необходимости будет проще докупить запаску или пару колёс. Облегчить им поиски и поможет наш небольшой обзор.
Зимняя резина Kumho Wintercraft WI51
Это фрикционная шина с протектором скандинавского типа, в которой производитель по сравнению с предыдущей моделью применил ряд инноваций. Повышена жёсткость центрального пояса, от которого зависит стабильность движения на скорости, увеличено пятно контакта с дорогой, в результате чего на 5% улучшилась производительность шины на снегу, и на 8% — на льду.
В резиносмесь введено арамидное армирующее волокно, увеличивающее стойкость к износу. Индикатор износа протектора, имеющий форму песочных часов, тоже стал своеобразным новшеством.
Matador MP-93 Nordicca
Бренд Matador принадлежит немецкому концерну Continental, а производство шин более дешёвого сегмента располагается в Словакии (Братислава). Модель MP 93 Nordicca предназначена для использования в регионах с мягкими погодными условиями, соответственно, имеет европейский тип протектора.
Выпускается не менее чем в 60 типоразмерах, в диапазоне 14-20 дюймов. В отличие от предшественницы MP 92 Sibir Snow, имевшей асимметричный протектор, новая модель отличается симметричным направленным рисунком, гарантирующим устойчивость на дороге, мокрой от воды и снежной каши.
Nokian WR Snowproof и WR Snowproof P
Хоть шину делают и в России, разрабатывают её всё-таки в Финляндии, и вполне естественно, что скандинавский производитель предлагает модели шин, предназначенные для эксплуатации в условиях суровых зим.
Но дабы охватить более широкую покупательскую аудиторию, одновременно выпускаются и модели с протектором европейского типа. В данном случае это предпоследние модели липучек, новинками они стали не в этом сезоне, а в 2020-2021. WR Snowproof со скандинавским протектором предлагается от 14 диаметра, европейский вариант WR Snowproof P — только от 17 дюймов.
Зимняя резина Nokian Hakkapeliitta R5
Новинкой именно грядущего сезона 2022-2023 является липучка со скандинавским типом протектора Hakkapeliitta R5, выпускающаяся полным размерным рядом от 14 до 22 диаметра. В модельном ряду она сменила Hakkapeliitta R3, в сравнении с которой получила почти вполовину больше блоков в промежуточных и плечевых секциях.
Рисунок протектора, названный Double Block Grip, принципиально новый, обеспечивает отменное сцепление и управляемость на обледенелом или снежном покрытии.
Hankook W330A i cept Evo3
Обратите внимание на ещё одну фрикционную шину скандинавского типа, производимую южно-корейской компанией Hankook с 2020 года. В прошедшем в 2021 году тесте (именно нешипованных шин в размере 225/40 R18), она заняла второе место, пропустив вперёд только Bridgestone Blizzak LM005.
Наилучшие свои качества Hankook W330A i cept Evo3 показала на мокрых и заснеженных трассах, отлично реагирует на рулевое управление, отменно сопротивляется аквапланированию.
Kumho Wintercraft WI32
Шипованная модель WinterCraft ice Wi32 является новинкой прошлого зимнего сезона. Вместе с липучкой, представленной в этом же рейтинге, она поучаствовала в тесте шин самого популярного размера 205/55 R16, где наравне соревновались и шипованные, и фрикционные шины.
Звёзд с неба она не схватила, но во всех дисциплинах показывала стабильные результаты и занимала средние строчки. Учитывая не самую высокую стоимость такой шины, её вполне можно считать выгодным приобретением.
Michelin X-Ice Snow SUV
И снова фрикционная шина, новинка прошлого сезона с протектором скандинавского типа с V-образным рисунком. Её особенностью стала инновационная резиносмесь Flex-Ice 2.0, содержащая микропористые полимеры.
Они адсорбируют влагу из водяной плёнки на льду, обеспечивая протектору отличные тягово-сцепные характеристики на снегу и мокром асфальте.
Зимняя резина Pirelli Winter Cinturato 2
Cinturato Winter 2 — тоже новинка прошлого сезона. Она предназначена для премиальных автомобилей, поэтому размерный ряд начинается только от 16 диаметра и выше. Рисунок V-образный направленный, с изменяемой осью симметрии.
Наиболее эффективен на мокрых дорожных покрытиях — соответственно, это протектор европейского типа. При тестировании шин в размере 205/55 R16, из 8 участниц стала четвёртой, показав стабильное поведение на сухом и подтаявшем льду.
Заключение
Так уж получилось, что большинство новинок двух последних лет — это нешипуемые фрикционные шины. Ничего удивительного в этом нет: во многих странах шипы вообще запрещены, и Россия да несколько северных соседей единственные, кто их использует.
Тем не менее ассортимент шипованной шины на отечественном рынке отличный, не мешают даже санкции. В ходу модели прошлых лет, да и братья-китайцы насытили наши магазины под завязку. И хотя неизвестные марки зимней резины непонятного качества настораживают, низкая цена остаётся привлекательной.
Следите за нашими публикациями, в которых будут представлены обзоры проводимых зимой соревнований. В больших тестах бывает много участников: с моделями именитых производителей на равных соревнуются бюджетные китайские модели, но как показывает практика, по ходовым качествам они практически неконкурентоспособны, и отсеиваются уже на отборочном этапе.
Так или иначе, всё внимание автолюбителей и специалистов приковано к известным и проверенным производителям — ведь для большинства людей безопасность дороже денег.