Коммерческий транспорт относится к категории автомобилей, интенсивно эксплуатирующихся круглый год. У таких машин нередко не четыре колеса, а шесть, и покупка нового комплекта, да плюс запаска, выливается в копеечку. Чтобы не производить смену летних покрышек на зимние и обратно, многие водители предпочитают ездить на всесезонке. Правильно это или нет – вопрос второй, но если и выбирать всепогодную резину, то делать это нужно правильно. Рассмотрим все основные критерии выбора всесезонных шин для автофургонов и легкогрузового транспорта.
Принципиальные отличия всесезонных шин
Предполагается, что всесезонная шина существует для того, чтобы машина хорошо чувствовала себя на ней и в летнюю жару, и зимой. Однако и лето бывает разным, и зима тоже, поэтому нужно понимать, что даже качественную всесезонку, которую можно эксплуатировать при отрицательных температурах, следует применять только в умеренном климате. Полностью совместить в себе качества летней и зимней резины такие покрышки не могут – и мы наглядно докажем это на примере реального соревнования.
Протектор у всесезонок зимний, а состав компаунда летний, производитель лишь старается достигнуть оптимального баланса характеристик, позволяющих эксплуатировать шину в наиболее широком температурном диапазоне. Цель одна, а средства её достижения разные, поэтому шины разных марок и работают неодинаково. Чуть позже мы познакомим вас с результатами свежего теста, ну а пока представим интересную теоретическую информацию.
С оглядкой на климат
Шину, предназначенную для использования в межсезонье при близкой к нулю температуре, было бы правильнее называть демисезонной. Она рассчитана на езду по лужам, грязи и снежной каше, иногда по небольшому снежному покрову, поэтому протектор имеет и прорезанные вдоль и поперёк канавки, и блочное расположение шашек, и тонкие ламели.
- Однако у протектора глубина канавок не такая, как у зимних моделей, а состав резины не столь эластичен. Иначе нормально работать при плюсовой температуре всесезонная шина не могла бы, а универсальных компаундов ещё не придумали.
- По сути, состав резины здесь летний — она должна быть достаточно жёсткой, чтобы не правилась не только от высоких температур окружающей среды, но и от естественного нагрева, возникающего при вращении колеса. В идеале летняя резина должна эксплуатироваться от +10 градусов и выше, а зимняя от -10 и ниже.
- Диапазон между ними занимает всесезонка, а для некоторых стран это и есть круглогодичные условия эксплуатации. Если легковые автомобили ещё переобувают при смене сезонов, то легкогрузовые и фургоны чаще ездят на всесезонке.
- В России тоже есть такие регионы, но учитывая любовь природы к сюрпризам, не советуем выезжать на дороги в случае обильного снегопада с гололёдом. Да и летом, в сильную жару лучше не совершать длительных поездок — или как минимум, не развивать высоких скоростей.
Выбор всесезонных шин по маркировке
Решать. на чём ездить, в любом случае приходится владельцу, и не последнюю роль в этом играют финансовые затраты. Мы же можем только объяснить, как правильно выбрать всесезонные покрышки.
Производители, в зависимости от страны, демисезонность покрышек отмечают маркировками: у кого надписью Four seasons, у кого All Weather или All Season, что в переводе означает «в любой сезон» или «в любую погоду».
Важно: Написать можно всё что угодно, но заявляемые свойства шины должны быть подтверждены лабораторно. При успешном испытании модель получает международный сертификат 3PMSF со значком снежинки, вписанной в контур трёхглавой горы. Если рядом с маркировкой на покрышке есть такая аббревиатура или значок (или и то, и другое сразу), всесезонная шина действительно сможет бегать по снегу, а не только по снежной каше и воде.
Чаще всего мы видим на шинах – не только всесезонных, но и зимних, маркировку Mud+Snow или M+S. В переводе означает грязь плюс снег, поэтому многие и полагают, что на такой резине будет комфортно круглый год. На самом деле такая надпись говорит лишь об определённом строении брекера, в котором присутствует более двух слоёв, уложенных наискосок в противоположных направлениях, как показано на фото.
Размер всесезонных шин имеет значение
Иногда бывает сложно найти для полугрузовой машины колёса оригинального размера, а кто-то сам хочет перейти на больший диаметр, или поставить более широкие колёса. В этом случае основное внимание при выборе всесезонной шины необходимо уделить индексу грузоподъёмности — ведь резина в первую очередь должна выдерживать вес автомобиля, а коммерческое транспортное средство может быть ещё и под завязку нагруженным.
Если грузовая выносливость покрышек не будет соответствовать реальным нагрузкам, какую бы хорошую модель вы ни выбрали, будут проблемы. Индекс скорости тут особого значения не имеет, так как речь идёт не о скоростных машинах, а о легкогрузовых и фургонах.
Теперь что касается изменения диаметра. Для микроавтобусов его нежелательно менять больше чем на 3% (не более чем на дюйм). На пикапах и внедорожниках диаметр можно менять в сторону увеличения на 15%, поэтому многие и ставят колёса с негабаритными размерами.
Всё познаётся в сравнении – тест всесезонных шин 2022
Испытанием всесезонных шин, как водится, занялся один из немецких автомобильных журналов Auto Bild, и провёл их в мае 2022 года. Соревнования разделили на «мокрые» и «снежные», организовав их в первом случае на миланском треке Pirelli, а во втором – на севере Швеции, где и в мае ещё лежит снег (на полигоне Arctic Falls). Испытания на сухой трассе проводились тоже в Швеции, на автодроме Drivecenter Arena, находящемся в другом регионе страны.
Носителем всесезонных шин стал автофургон Fiat Ducato с грузом на борту 750 кг. Размер шин весьма популярный для автомобилей этого типа — 225/75R16C. Тестовых дисциплин было 12, проходили их шесть всесезонных шин от известных производителей, а для полноты сравнения в соревнование включили две чисто зимних модели, и две летних.
Участники
Вот как выглядят модели-участницы, и как в итоге они расположились в турнирной таблице:
Имя и фото участника | Комментарий |
Всесезонная, в продаже с 2018 года. | |
Всесезонная, модель 2019 года. | |
Всесезонка, модель 2018 года. | |
Всесезонка, продаётся с 2019 года. | |
Всесезонная, модель 2021 года. | |
Всесезонка, продаётся с 2020 года. |
Обратите внимание: Кроме заявленных участников тесты проходили летние шины Continental Vanco Camper и Pirelli Carrier, а так же зимние модели Continental VanContact Viking и Pirelli Carrier Winter. В предложенных условиях, ориентированных на климат межсезонья, почти все они побороться со всесезонкой не смогли. Оценки «Условно рекомендуется» удостоилась только летняя Continental Vanco Camper, и в общем зачёте она стала седьмой. Остальные вообще не смогли набрать положенных баллов, и в общую турнирную таблицу не вошли.
Тесты на снегу
На снегу в рамках соревнований проводилось четыре испытания:
- Тяга. Из всесезонок лучшей оказалась шина Гудиер, замыкающей – китайская Роталла. Более высокие показатели тяги на снегу оказались у внеконкурсных зимних шин, и было бы странно, если бы это оказалось не так. В конце оказались обе летние шины, что тоже прогнозируемо. Однако у Continental Vanco Camper тяга оказалась 6060 Ньютон, что не намного меньше, чем у всесезонки (даже у победителя всего соревнования Мишлен было 6120), а у Пирелли почти вдвое меньше – всего 3900 Ньютон.
- В испытаниях на торможение расклад сил оказался почти таким же, как и в тяге — разница только в том, что летний Континенталь работал на снегу даже лучше всесезонной Роталлы, и поменялся с ней местами. Самый короткий тормозной путь (на скорости 50 км/ч), как и положено, тоже оказался у зимних шин, и лучшим снова оказался Континенталь. Разбег в показателях у зимней, всесезонной и летней модели этого конкретного производителя, получился не таким уж большим (22,7-27,3 м). Зато летняя Пирелли тормозила по снегу аж 52,7 м, тогда как летний Конти выдал всего 27,3 м. Эти результаты наглядно показывают, что продукция разных производителей может очень сильно отличаться по характеристикам.
- Слалом – это спуск с горки с поворотами, и здесь учитывалось боковое ускорение в м/с2. Лидеры остались прежними, худшей (не считая летнюю Пирелли) стала Yokohama BluEarth-Van All Season RY61. Летняя модель Континенталя ещё больше удивила, обойдя три всесезонки, и заняв почётную позицию «золотой серединки».
- Тест на управляемость определял среднюю скорость на трассе, соответственно, результат выражался в км/час. Лучший результат снова был у зимних шин, из всесезонных моделей победительницей стал Goodyear Vector 4Seasons Cargo. В хвосте плелись обе летние шины и Yokohama.
Тесты на мокрой дороге
В соревнованиях на мокрой дороге было тоже четыре теста, и с изменением условий вождения очень сильно изменились и результаты:
- Аквапланирование определяет максимальную скорость, при которой машина начинает всплывать. Здесь лучшей стали всесезонки Континенталь и Мишлен, а третьей – летняя Пирелли. В аутсайдерах оказался летний Континенталь, а из всесезонок – Бриджстоун.
- В управляемости на мокрой дороге лучший результат показала летняя Пирелли. У шин всегда так: если в одной дисциплине они отстают, то в другой – лучшие. Лидер в компании всесезонок по-прежнему Конти, а вот Мишлен, который в аквапланировании был вторым, сместился ближе к хвосту.
- Боковая устойчивость оказалась лучшей тоже у летней Пирелли. Летний Континенталь, который гораздо лучше показывал себя на снегу, на мокрой дороге стал сильно отставать. Из всесезонок самый высокий результат показала китаянка Роталла, худший оказался у Бриджа. Обе зимние модели в условиях влажной трассы не могли конкурировать с остальными участниками, и оказались в хвосте.
- В торможении на скорости 100 км/ч лучшими показали себя обе летние модели, худшими – зимние. Всесезонки расположились между ними, начиная с Мишлена и заканчивая Йокохамой.
Тесты всесезонных шин на сухой трассе
Если дорога сухая, значит, температура воздуха плюсовая. Да, это не летняя жара, но и не зима с её гололёдом – и вот каким оказался расклад на этот раз.
В управляемости и торможении прогнозируемо лучшей оказалась летняя шина, причём в обоих случаях Континенталь уступал Пирелли. Из основных участников лучшими в управляемости были Континенталь (всесезонка) и Мишлен, а в торможении Мишлен и Роталла.
Баллы за торможение в любых соревнованиях самые весомые, поэтому Роталла, показавшая результаты лучше средних во всех дисциплинах на мокрой и сухой дороге, и заняла второе место в общем зачёте. Так что, не всё плохо то, что китайское.
Кстати, в тесте на шумность Rotalla Setula показала наилучший результат, оставив позади даже общего победителя Michelin Agilis. В сопротивлении качению – последнем тесте данного соревнования, Мишлен вообще оказался на предпоследнем месте. Слабее оказался только Bridgestone Duravis All Season, который в итоге и занял последнее место.
Заключение
Устроители соревнований не зря наряду с демисезонными моделями в число участников включили и летние, и зимние шины, ведь в межсезонье может пойти снег, и, подтаяв, образовать гололёд – а может быть и сухая, почти летняя погода.
По результатам данного соревнования мы видим, что на снегу (и это ещё на небольшом морозе!) ни одна всесезонка не смогла выдать лучшие результаты, чем зимняя шина. Зато в условиях, близких к летним, покрышки «4Season» выдавали порой лучшие результаты, чем летние модели — а это наглядно доказывает, что их универсальность очень ограничена.