Всесезонная резина, что это, применение универсальных шин, рейтинг
Шины

Что такое всесезонная резина, как её правильно выбирать и эксплуатировать

Применяемый к шине термин «всесезонная» многих наводит на мысль о покупке такого комплекта для круглогодичного использования. А что: не нужно приобретать для машины «сменку», диски под неё, да ещё и тратиться на переобувку. Но если кругом сплошные плюсы, то зачем придумали летнюю и зимнюю шину, и чем всесезонка так уж от них отличается? Разберёмся подробно, что такое всесезонная резина, и как её правильно выбирать.

всесезонные шины
Разные типы всесезонных шин

Что такое всесезонка

Было бы правильнее называть такие шины демисезонными, так как тип протектора у них зимний, а состав резины ближе к летнему.

  • Изначально универсальная всесезонная резина придумана американцами с целью экономии на покупке второго комплекта, и сегодня многие из них ездят именно на такой шине. Постепенно она распространилась и стала применяться в других странах — во всяком случае тех, которые имеют тёплый или умеренный климат с малоснежными зимами.
  • В Советском Союзе, кстати, о разделении покрышек на летние и зимние ничего не знали, так как все ездили на всесезонке. Отечественные заводы выпускали покрышки с глубоким протектором, которые отлично чувствовали себя 9 месяцев в году. Ну а три самых холодных месяца машина или стояла в гараже, или в багажнике возили цепи, так как летняя резина на морозе вообще не работала.
Цепи на шинах
Цепи на шинах — нонсенс современности
  • Сегодня цепи на шинах мы можем увидеть разве что в новостях, когда ведётся репортаж из какой-нибудь средиземноморской страны, в которой неожиданно выпал снег. Но у нас-то зима всегда бывает, и мы точно это знаем. Зачем же испытывать судьбу, и пытаться ездить на почти летней шине?
  • Лет 40 назад о высоких скоростях речь не шла, так как спортивных иномарок в стране почти не было, а отечественный автопром от них был более далёк, чем небо от земли. Теперь же машин стало много, транспортный поток в городах плотный и плестись в нём на малой скорости не получится.

Примечание: Ездить при отрицательных температурах без зимней резины себе дороже, ведь в аварии всегда виноват тот, у кого покрышки не соответствуют сезону.

Как понять, что перед вами всесезонная резина — особенности маркировки

В зависимости от страны-производителя, на всесезонную шину могут быть нанесены такие маркировки:

  • All Season (все сезоны);
  • All Weather (в любую погоду);
  • Four seasons (4 сезона).

Но только этой надписи недостаточно. Если резина действительно всесезонная, на её боковине должна присутствовать маркировка 3PMSF — снежинка, вписанная внутрь контура трёхглавой горы. Это знак, подтверждающий факт наличия высоких сцепных свойств при движении по снегу, и то, что покрышку можно эксплуатировать зимой при отрицательных температурах.

Обратите внимание: Если знака 3PMSF нет, а есть просто надпись M+S (грязь+снег), шина будет хорошо работать в снежной каше, а не в настоящем снегу. Лучше, когда оба знака стоят рядом, как это показано на фото снизу.

Маркировка всесезонки
Маркировки, подтверждающие всесезонность шины

Маркировка M+S (она же Mud+Snow), обычно наносится на покрышки с особой конструкцией корда. Слои брекера в ней укладываются в два и более слоя, с направлением стальных волокон не поперёк протектора, а наискосок. Относительно одного слоя к другому нити корда оказываются в противоположном направлении, что даёт шинам повышенную устойчивость к внешнему воздействию.

слои брекера
Цветом показаны слои брекера, и на них видно диагональное направление волокон

Примечание: По заверениям производителей покрышки с маркировкой M+S лучше тянут, эффективнее выводят воду из пятна контакта в дорогой. Так ли это в действительности, сказать трудно, так как если нет значка трёхгорной вершины со снежинкой, значит, соответствующих тестов эти покрышки не проходили.

Разница в составах сезонной и всесезонной шины, особенности климатической эксплуатации

Выше уже упоминалось, что всесезонка ближе к зимнему варианту лишь по типу протектора, а состав резины у неё летний, потому что универсальных резиносмесей не бывает. Для лета их делают максимально жёсткими, чтобы в жару резина не плавилась и была максимально устойчива к повышенным температурам.

Грузовики обычно круглый год ездят на всесезонке, потому что у длинномерных машин много колёс и переобувать их сложно. К чему это может привести в сильную жару — а покрышки при движении нагреваются ещё на 20-30 градусов выше температуры окружающей среды — можно видеть на фото снизу.

Шины расплавились от жары
Покрышки на грузовике расплавились от жары
  • Зимняя резина, предназначенная для эксплуатации при температурах ниже +5 градусов, наоборот, должна быть очень мягкой, для чего в состав вводятся масла — только так она не утрачивает сцепление с дорогой и даёт возможность безопасно передвигаться. Ведущие производители активно разрабатывают и внедряют новые технологии по производству зимних резиносмесей, с полимерными или органическими добавками, позволяющими повысить коэффициент сцепления покрышки со скользкой дорогой.
  • В итоге для летних шин определён максимальный температурный порог +90, начиная от +10, а для зимних эксплуатационный диапазон составляет -10…-45 градусов. Нишу, образовавшуюся между плюсом и минусом 10 градусов, и занимают всесезонные шины, но это не значит, что нужно производить ещё и третью переобувку.
  • На летних покрышках можно ездить до близких к нулю плюсовых температур окружающей среды, как только появляются первые заморозки. Далее уже чревато, ведь наибольшее количество аварий как раз и случается в период первого снегопада, когда многие машины ещё не переобуты в зимнюю резину.
  • Зимние шины тоже прекрасно работают при небольших положительных температурах на дорогах со снежной кашей, потому что они все имеют всесезонный протектор. А вот состав резины совсем иной. И только в местностях, где зимние температуры держатся в пределах +10…-10 градусов, а обильных снегопадов, как и сильной летней жары не бывает, на всесезонке вполне можно ездить без сезонной переобувки.
  • Таких мест в России практически нет, и даже в южных областях зимой случаются сюрпризы в виде снежных заносов или продолжающегося несколько дней мороза, порой и более -20 градусов. Поэтому, если зимой вам нужно ежедневно выезжать на работу, выбирать нужно не всесезонку, а всё же зимнюю шину — пусть и нешипуемую (фрикционную). Хотя в глубоком снегу липучка тоже бесполезна.
  • Европейцы, живущие в странах с умеренным климатом, и ездящие на всесезонке или липучке, так как шипованная резина там запрещена, в форс-мажорных ситуациях вынуждены возить с собой те же цепи или специальные накладки, которые сегодня делают не только из металла, но и резины, полимеров.
Полиуретановые накладки на нешипованные шины
Полиуретановые накладки на нешипованные колёса

Для чего же придумали сезонную шину, если всесезонная резина считается универсальной? Любой производитель прекрасно знает, что при -10 градусах эластичность всесезонной резины утрачивается. И если завод находится где-нибудь в Турции или Индонезии, утверждение о круглогодичном использовании делается им, прежде всего, с учётом особенностей собственного климата.

Когда всесезонка может использоваться круглый год

В российских регионах ездить круглогодично на всесезонке можно только при определённых условиях:

  • в местностях с умеренным климатом, не выезжая на дорогу в случае зимнего форс-мажора;
  • если зимой автомобиль вообще не используется, а, к примеру, бегает только в течение дачного сезона;
  • если не совершать длительных вояжей в сильную жару, или ездить на невысоких скоростях;
  • когда сам автомобиль старенький и недорогой, для которого нецелесообразно покупать два комплекта резины.

Особенности всесезонного протектора

Всесезонная шина предназначена для эксплуатации при околонулевых температурах, поэтому у неё, как и у зимней резины, есть и глубокие канавки, и ламели. Однако у всесезонки недостаточно эластичности, позволяющей этим канавкам самостоятельно очищаться от грязи и снежной каши, как это происходит у зимних шин.

К тому же, хоть у них и схожий рисунок, но глубина протектора у всесезонки обычно мельче и ламелей гораздо меньше — в противном случае на ней проблематично было бы ездить летом. Внешне всё это прекрасно определяется, смотрите на фото снизу, и всё поймёте.

всесезонная резина и фрикционная
Слева всесезонная резина, а справа зимняя фрикционная

Рейтинг всепогодных шин

И всё же интересно, какие всесезонные шины предлагают производители, и чьи модели показывают наилучшие характеристики? Узнать это можно из результатов тестовых соревнований, которые так часто проводят различные автоклубы и тематические издания.

Правда европейцы, несмотря на довольно мягкий климат многих стран, всегда тестируют отдельно летнюю шину, и отдельно зимнюю. Если всесезонка и принимает участие в их соревнованиях, то только в качестве летней шины. Обычно такие участники проигрывают сезонным моделям в тестах на торможение на сухом асфальте, но нередко показывают лучшие результаты на гравийных покрытиях или в аквапланировании.

Американцы, как большие любители круглогодичной езды на одних и тех же покрышках, проводят соревнования именно для всесезонных шин. Последнее было организовано потребительским обществом Consumer Reports как раз в начале весны 2022 года — в преддверии нового летнего сезона. Соревнования проводились поэтапно для шин разного класса: touring (НТ); performance (HP); скоростные Ultra High Performance (UHP); для внедорожников (SUV); для пикапов (Н/L).

Лучшие и худшие в классе touring

Слово touring переводится, как «туристический». Шины этого класса не стремятся к высоким скоростям, для них наиболее важны ходовые характеристики: торможение, сцепление износостойкость.

В Америке народ любит путешествовать, люди даже живут в домах на колёсах, поэтому покрышки touring весьма востребованы. В тесте приняло участие 8 моделей: их список и расстановку мест можно видеть в таблице. Все производители известны, все эти модели продаются и у нас, так что вполне можно на выбор ориентироваться по итогам этого теста.

Таблица тестов шин touring
Таблица тестов для моделей класса touring

Наилучшие оценки: тёмно-зелёный значок с двумя стрелками, были выставлены всего три раза за все этапы соревнований. Их получили BFGoodrich Advantage Control за сопротивление аквапланированию; Firestone WeatherGrip за тягу на снегу; Firestone All Season за сопротивление качению. Но так как у них же по некоторым дисциплинам оказались и самые низкие оценки, эти участники дружно расположились на нижних ступенях таблицы.

Лучшими с разницей всего в один балл оказался французский Michelin Defender T+H (лидером является уже несколько лет) и американский General Tire Altimax RT43. У них недочёты тоже были, но в меньшем количестве, чем у других участников. Обратите внимание, что в соревновании на мокрой дороге положительную оценку получил всего один участник, в торможении на льду — два.

Лучше всего шины touring работали на сухой дороге и на снегу, но плохо на мокром покрытии, что говорит о том, что они и не летние, и не полноценно зимние. Оценивался и комфорт езды: в этой дисциплине тоже оказалась всего одна положительная оценка, но и та не у победителя.

Тесты моделей класса HP и UHP

Шины класса High Performance обозначают их высокие технические характеристики, дающие возможность выдерживать большие скорости. Соответственно, такая шина должна хорошо удерживать машину в процессе маневрирования, и обычно предназначена только для асфальта — ведь скорость и грунтовая дорога несовместимы. Группа шин HP и UHP среди легковых седанов и хэтчбеков наиболее обширная, поэтому и участников было гораздо больше.

Перечислять все 17 моделей не имеет смысла, потому что 8 из них получили в целом больше плохих оценок, чем хороших. Общая картина всё та же: все участники (даже аутсайдеры) отлично показали себя в аквапланировании, и почти все хороши на сухой дороге — но на мокром покрытии и на льду были сплошные проблемы. Ниже мы представили турнирную таблицу, в ней видно всё как на ладони:

Тестовая таблица шин НР
Тестовая таблица для шин класса НР

Победителем в этом классе тоже стал Michelin, только другая модель — CrossClimate 2, которая получила наибольшее количество баллов. Чуть хуже в торможении показали себя Континенталь, Ханкук, Дженерал и Вредештейн, но результаты у них неплохие, и организаторы рекомендуют их к использованию.

В соревнованиях среди шин класса UHP ситуация вообще плачевная. Из 13 участниц более-менее хорошо показали себя, и рекомендуются к использованию всего три модели: Goodyear Eagle Exhilarate; Michelin Pilot Sport A/S 3+ и General Tire G-Max AS-05. Однако и они не тянули на снегу, неважно тормозили на льду, оказались некомфортными и плохо сопротивлялись качению. Как говорится: за неимением лучшего…

Оценки шин UHP
Оценки шин класса UHP

Всесезонная резина для внедорожников и пикапов

Отличительной особенностью шин этого класса является то, что они предназначены для более тяжёлых автомобилей и должны выдерживать больше нагрузок. А если учесть, что эксплуатируют такие машины не только на городских дорогах, но и на полном бездорожье, то и протектор у них будет иметь совсем другой рисунок, позволяющий ездить по каменистой дороге или по грязи.

Для таких дорог требуются шины с множеством разделённых канавками гладких шашек. На льду подобный протектор бесполезен, поэтому ледовый тест для таких покрышек и вовсе не проводился.

В остальных тестах ничего нового не было: участники всё так же показывали отличные результаты в аквапланировании, хотя (за исключением двоих) плохо тормозили на мокрой дороге. Но, в отличие от соревнований шин в других категориях, внедорожные шины показали наилучшее сопротивление качению и низкую шумность. Победителем в этой категории участников тоже стал Мишлен.

Результаты тестов для внедорожных шин
Результаты тестов для внедорожных шин

Примерно та же картина была и в тестовой таблице для пикапов. Однако если среди внедорожных моделей в торможении на сухой дороге хорошие оценки получили три участника, то из шин для пикапов — вообще никто. А ведь мало того, что эта машина и сама тяжёлая, так ещё и на определённую грузоподъёмность рассчитана, тут есть о чём задуматься. Так что, если вы счастливый обладатель Mitsubishi L200 или Volkswagen Amarok — делайте выводы.

Итоговая таблица тестов шин для пикапов
Итоговая таблица тестов шин для пикапов

Заключение

Способности покрышек к тяге, передвижению по грунтовой дороге или грязи зависит от типа протектора. Но мы видим в таблицах, что даже те участники, которые хорошо чувствовали себя в снегу, на мокрой дороге показали просто провальные итоги.

Результаты представленного теста лучше всяких слов доказывают, что шина не может одинаково хорошо работать как на сухой дороге, так и на мокрой — и уж тем более, не имея специального состава резиносмеси, не может адекватно вести себя на обледеневшем покрытии.

Комментарии

три × пять =

Adblock
detector