Для любого автомобилиста вопрос покупки шины для любимого коня гораздо более актуален, чем выбор собственной зимней обуви. Если на юге многие круглый год ездят на всесезонке или используют её в качестве зимней шины, то на севере выбор встаёт между шипами и липучкой – зимней нешипуемой (фрикционной) шиной, которая в большом ассортименте представлена в любом магазине. Так что же выбрать для холодной и снежной зимы, какие модели наиболее достойны нашего внимания?
Извечный вопрос – что лучше
Нюансы выбора резины
Зимней шину делает не только более активный и рельефный протектор, но и состав резины, сдобренный силикой и другими добавками так, чтобы верхний слой покрышки на морозе оставался мягким. Выпускают зимнюю авторезину как в нешипуемом варианте, так и в шипованном, хотя многие модели шин снабжаются шипами вовсе не на заводе.
Hankook: пока что без шипов
На заметку: При продаже шин на экспорт многие производители (особенно азиатские) предусматривают в покрышках отверстия под шипы, а непосредственно их установку производят крупные дилеры в собственных цехах. Такой подход позволяет снизить стоимость резины, что является огромным плюсом и основным критерием выбора для большинства покупателей.
Но иногда некачественно установленные шипы имеют свойство выпадать, что создаёт автовладельцу немало проблем. Столкнувшиеся с таким явлением водители возвращаются с претензиями в магазин, да и вовсе подумывают о том, что с липучкой было бы меньше проблем. Правда, многие ошибочно принимают за липучку всесезонную шину, и это глубокое заблуждение.
- Всесезонка рассчитана на эксплуатацию в диапазоне температур не ниже -10, и не выше +10. Она не столь мягкая как липучка, и в мороз будет вести себя как летняя – станет жёсткой и будет быстро истираться.
- В регионах с малоснежными зимами однозначно лучше ставить фрикционную шину, потому что именно на асфальте шипы и выскакивают из гнёзд (или как минимум истираются). Асфальт имеет слишком высокую плотность, и при движении оказывает давление на шипы.
- В современных моделях зимних шин шипы под давлением могут прятаться внутрь протектора – так они не изнашиваются, но и не могут удержать автомобиль на скользкой поверхности. При движении по имеющему меньшую плотность льду или укатанному снегу, шипы «вгрызаются» в поверхность и отлично удерживают машину на дороге.
Картина маслом — половины шипов нет
- Если работа шипованных покрышек основана на цепкости шипов, для чего производители постоянно усовершенствуют их конструкцию, ходовые качества липучки обеспечиваются её составом. В производстве нешипуемых колёс применяются такие резиносмеси, в которых молекулярные связи после разрушения способны восстанавливаться.
- У них в качестве фиксатора работает только внешняя, более мягкая оболочка резины. Внутри протектора она остаётся достаточно жёсткой, чтобы обеспечить высокую степень управляемости автомобиля. Шипы во многих случаях более надёжны – например, когда приходится ехать в гору или по рыхлому снегу.
- Но у шипованных покрышек есть один минус, который, даже не имея отношения к управляемости, способен водителя, проводящего много времени за рулём, в прямом смысле сводить с ума. Таковым является шум, издаваемый трением шипов об асфальт — на высокой скорости он может быть весьма агрессивным и даже переходить в вой. Именно поэтому во всех соревнованиях оцениваются не только технические качества покрышек, но и шумность.
Разберёмся, насколько лучше и в каких условиях ведёт себя шипованная и фрикционная шина, взяв за основу своего рассказа тесты, проведённые в октябре 2020 года шведским журналом Vi Bilagare. Соревнования проводились отдельно для шипованных шин, и отдельно на нешипуемых, хотя размер использовался один – 205/60 R16.
Рассмотрим, какие модели приняли участие в тестах и что они оказались способны. В заключение, сравнив лучшие достижения победителей, сделаем вывод, что лучше – липучка или шиповка.
Шипованные покрышки
Тестирование шипованных шин проводилось в два этапа. На трассе принадлежащего Pirelli полигона, расположенного на территории Швеции немного южнее полярного круга, оценивались ходовые качества покрышек на льду и рыхлом снегу. Способность шин работать на сухой и мокрой поверхности (зима зиме рознь, бывают и такие условия) оценивали тоже в Швеции, но на принадлежащем Gislaved треке в Эльвсбюне.
Участники и их результаты
В соревнованиях приняли участие семь производителей, один из которых – а именно: Nokian, представил не только премиальную резину из линейки Hakkapeliitta (9 поколение) из Финляндии, но и бюджетный вариант Nordman 7, сделанный в России. Они заняли третье и шестое места соответственно.
Участники от Nokian: Hakkapeliitta 9 и Nordman 7
Немецкий Continental представил свою модель IceContact 3, которая по совокупности оценок заняла почётное второе место. Российского производства оказался не только Nordman 7. Это ещё две модели европейских компаний, разместивших у нас свои производства, это: Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2. Мишлен стал победителем данного соревнования, Пирелли оказалась пятой.
Michelin X-Ice North 4 и Pirelli Ice Zero 2 — европейская резина с российской пропиской
От азиатских производителей в тесте участвовали: южнокорейский Hankook Winter i*pike RS2 (W429), занявший четвёртое место; японская Toyo Observe Ice-Freezer и индонезийская GT Radial IcePro 3 (7 и 8 места соответственно).
Основная борьба, как водится, развернулась между общепризнанными лидерами: Nokian, Continental и Michelin, который и занял первое место, получив наиболее высокие баллы во всех ледовых дисциплинах. Кроме того, Michelin X-Ice North 4 показала самый низкий уровень шума, что обусловлено конструкцией шипов и их более мелкими размерами. На сухом покрытии эта шина тоже стала лучшей, однако на мокрой дороге уступила даже аутсайдеру GT Radial.
Наивысший балл в управляемости на снегу получила Hakkapeliitta 9 – в этой дисциплине только она получила максимальные 10 баллов. В торможении на снегу такой же балл получили пять участников. Трое отставали: занявшие два последних места Toyo и GT Radial, и иже с ними Pirelli. Зимние модели Pirelli вообще никогда звёзд с неба не хватали соревнованиях, шины этого бренда гораздо лучше в летнем исполнении — особенно скоростные, категории UHPS.
На заметку: На сцепные качества зимней резины решающее влияние оказывает количество шипов. Наибольшее их количество (255 шт) у Michelin и Hankook; у Nokian 196 шт, у Continental и Pirelli по 190 шт. У остальных, занявших три последних места, 128-134 штуки – отсюда и невысокие результаты в ледовых дисциплинах.
На мокрой дороге высший балл (10) тоже получил всего один участник — GT Radial. Это было его лучшее достижение, результаты тестов на льду на снегу были откровенно провальными. Плюс ко всему большой расход топлива и высокая шумность – отсюда и последнее место.
Нешипуемая зимняя резина (липучка)
На тех же полигонах, на которых испытывали шипованную шину, провели и соревнования для фрикционных покрышек. Носителем шин в основном был VW GOLF, размер всё тот же: 205/60 R16. Как всегда, в соревновании принимали лучшие европейские бренды, хотя производственные мощности и многих из них располагаются в Юго-Восточной Азии. Оценивались качества участников в тех же дисциплинах, что и в случае с шипованной резиной, и вот какими получились результаты.
Модели-участницы
Continental VikingContact 7 – победителя нужно знать в лицо
Участников в данном тесте было тоже восемь, и вот как они расположились в турнирной таблице:
- 1 место. Continental VikingContact 7 (Германия). Эта модель оказалась лучшей в соревнованиях на льду и на снегу, и единственная получила максимальный балл за низкий уровень шумности. Самой большой проблемой липучек с нордическим типом протектора было и остаётся аквапланирование – ну не может шина одинаково хорошо держаться на льду и на воде.
- 2 место. Nokian Hakkapeliitta R3 (Финляндия). Получила максимальный балл в управляемости на снегу, но оказалась такой же шумной, как и занявший последнее место китайский Firemax. На льду и снегу получила баллы, близкие к максимальным, хуже показала себя на сухом и мокром асфальте.
- 3-4 место. Goodyear Ultra Grip Ice2 (Польша) и Pirelli IceZero FR (Россия) разделили 3-4 места, получив одинаковое количество баллов. На льду и снегу лучше показала себя Pirelli. На мокрой дороге Goodyear единственная набрала 20 максимально возможных баллов. Уровень шумности у них оказался одинаковым, топливная экономичность у Goodyear чуть выше.
Бронзовые призёры: Goodyear Ultra Grip Ice2 и Pirelli IceZero FR
- 5 место. Nexen Winguard Ice Plus WH43 (Южная Корея). Эта резина оказалась на пятом месте только из-за слабых результатов на мокрой дороге. На льду и снегу она практически не отставала от лидеров, а в управляемости на сухой дороге вообще получила высший балл. По совокупности цены и качества этот вариант, пожалуй, можно считать самым лучшим.
- 6 место. Если шипованная модель Michelin была победительницей, то фрикционная модель X-Ice Snow (того же бренда, но с китайской пропиской) оказалась даже за пределами золотой середины. На снегу она работала относительно неплохо, но в остальных дисциплинах была откровенно слабой. Максимальных баллов не получила ни на каком этапе.
- 7 место. Bridgestone Blizzak Ice (Россия) оказалась на предпоследнем месте из-за провально низких баллов на мокрой и сухой дороге – резина чересчур мягкая. На снегу и льду эти покрышки чувствовали себя совсем неплохо благодаря хорошему боковому сцеплению, обеспеченному за счёт асимметричного рисунка протектора. За топливную экономичность и шумность модель получила низкие баллы.
- 8 место. Firemax FM805+/Nereus NS805+ (Китай). Свой лучший результат эта модель показала только на мокрой дороге, заработав даже больше баллов, чем Michelin, но в остальных дисциплинах итоги были неутешительными. Шины плохо выдерживают боковые нагрузки, делая автомобиль практически неуправляемым – отсюда и «почётное» звание аутсайдера.
Лучшие достижения двух соревнований — заключение
Вот теперь, сравнив лучшие достижения двух соревнований, мы и можем составить себе представление, на что способна шипованная и фрикционная резина. Более выгодные позиции выделены жирным шрифтом:
Дисциплины соревнований | Лучшие показатели — сравнение | |
Шипованная резина | Фрикционные покрышки | |
Разгон на льду с 5 до 15 км/ч | 1,89 сек | 2,35 сек |
Торможение на льду с 15 до 5 км/ч | 3,43 м | 2,54 м |
Управляемость на льду | 51,23 сек | 48,82 сек |
Аквапланирование | 64,6 км/ч | 73,3 км/ч |
Торможение на мокром асфальте с 80 до 5 км/ч | 33,87 м | 34,41 м |
Торможение на сухом асфальте с 80 до 5 км/ч | 29,88 м | 28,69 м |
Разгон на снегу с 5 до 35 км/ч | 3,62 сек | 4,15 сек |
Торможение на снегу с 5 до 35 км/ч | 10,5 м | 11,3 м |
Управляемость на снегу | 74,62 сек | 72,25 сек |
Сравнивая показатели лидеров соревнования, мы получаем наглядное подтверждение, что липучка разгоняется на льду дольше, но тормозит и управляется быстрее. Оказавшись на мокрой дороге, она гораздо лучше сопротивляется аквапланированию и практически не уступает шиповке в дине тормозного пути. На сухом покрытии показатели торможения у липучки лучше, а вот на снегу она уступает в этом шиповке.
На льду и снегу шипованная резина однозначно чувствует себя лучше. Её выбор предпочтителен для холодной местности, где снег лежит, не тая 6 месяцев в году. Даже в крупных городах, где зимой регулярно чистят дороги, всегда есть дворы с огромными сугробами и наледью, где автомобиль может попасть в очень некомфортное положение. При необходимости экстренного торможения, даже 10 см тормозного пути, которые выигрывают шипованные покрышки, могут не только обеспечить целостность автомобиля, но и спасти чью-то жизнь.