Горьковский автозавод был построен в 1932 году при содействии американской Ford Motor Company. Налаживание массового производства началось с выпуска полуторатонных грузовых автомобилей и 5-местного ГАЗ-А с кузовом типа фаэтон. К 1981 году с конвейера сошёл уже 10-миллионный автомобиль, а выпущенные в 60-х 21-е Волги, давно ставшие раритетом, изредка можно увидеть на дорогах и до сих пор. Что сегодня выпускает завод, какие шины и диски на Газель и другие автомобили этого производителя можно ставить? Об этом читайте в нашей статье.
Небольшой экскурс в историю
В послевоенные годы на Горьковском заводе был заменён ведь модельный ряд, разрабатывавшийся ещё до войны – в том числе, и вошедшая в серию в 1946 году знаменитая Победа, которую в 1956-м заменил ГАЗ 21 «Волга». В 1950-м мир увидел большой представительский седан ЗИМ (через 9 лет его сменила «Чайка» ГАЗ 13), а так же был выпущен первый джип, именовавшийся ГАЗ 69.
Даже не скажешь, что этой машине 63 года
ГАЗ-69 – предок УАЗа
ГАЗ-66 оказалось не так-то просто заменить
На заметку: Волга, Чайка и грузовик ГАЗ-52, в 1958 году на выставке в Брюсселе получили высшую награду Гран-при.
- Запущенные в серию грузовики ГАЗ 52; 53 и 66, в которых тогда стали устанавливать карбюраторные моторы, образовали в 60-х новое поколение автомобилей (полноприводный ГАЗ 66 в основном стал использоваться в военных частях).
- К 1970 году началось массовое производство ещё одного автомобиля Волга – ГАЗ 24, который заменил ГАЗ-21. Кстати, 24-ка тоже получала награды на международных выставках в ГДР и Болгарии. Этот автомобиль тоже является долгожителем, и не так уж редко встречается и сегодня – чего не скажешь о представительских Чайках.
- В 70-х была произведена полная реорганизация производства. На базе завода ГАЗ, который стал головным предприятием, было образовано ПО (производственное объединение), в структуре которого оказалось 11 предприятий. Начинается разработка и освоение нового модельного ряда автомобилей, а так же модернизация Волги.
- К 1981 году появилась новая модель ГАЗ 3102, с дисковыми тормозами спереди и двигателем, работающим по принципу форкамерно-факельного зажигания. Но всё же это была не принципиально новая модель, а глубоко переработанная ГАЗ 24, и предназначалась она исключительно для обслуживания руководителей государственных учреждений.
- А вот модернизированная в 1985 году двадцатьчетвёрка, под новым именем ГАЗ-24-10, стала поистине народной — она в неограниченном количестве продавалась населению и поступала в таксопарки. Ещё через пару лет в производство запустили ГАЗ-24-12 – вариант в кузове универсал.
Следом приступили к разработке нового семейства легковых машин, и не только с передним, но и с полным приводом. Среди них был представительский седан ГАЗ 3105 и варианты для массового производства переднеприводный ГАЗ-3103 и полноприводный ГАЗ-3104. Правда, из-за кризиса 90-х они так и не вышли в серию.
Колёса на старые модели
Так как многие легковые модели тех лет ещё в строю, предлагаем таблицу размерности колёс для них:
Модификация | Ступица | Какие диски подойдут на Волгу | Размер шин |
ГАЗ 21 | 110 | 6.0Jх15 5×139,7 ЕТ0-10 | 195/65 R15 205/65 R15 |
ГАЗ 24-10 | 108 | 5.0Jх14 5×139,7 ЕТ20 | 185/80 R14 |
ГАЗ 3103/3104 | 58,1 | 6.5Jх15 5X108 ЕТ 45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
После перестройки
В период перестройки в стране зародится малый бизнес, и на этой волне возник спрос на малотоннажные грузовики. Именно в этот период и возникла идея создания будущего семейства Газель, запущенная в серию уже в первой половине девяностых. Выпуск Волги так же был увеличен, и почти в два раза — причём вместо прежней модели ГАЗ-24-10 запустили новую, ГАЗ-31029, отличавшуюся более современным кузовным дизайном.
- На базе Волги был создан и пикап ГАЗ-2304 с красноречивым именем Бурлак, который впрочем, из-за резкого роста спроса на легковушки так и не прошёл в серию. Для бизнес-класса вместо Чайки был разработан седан ГАЗ-3105, однако из-за его высокой стоимости, которая практически не уступала ценам на более престижные иномарки, машина так и не нашла покупательского спроса.
- Зато малотоннажная Газель, которая впоследствии образовала целое семейство, обрела невероятную популярность и стала самым востребованным автомобилем в постперестроечной экономике. К концу 95-го был собран уже 15-миллионный экземпляр, а в начале 96-го запущен в производство вариант микроавтобус — ГАЗ-32213, во всех городах и весях России использовавшийся в качестве маршрутного такси.
Первая Газель
Пикап ГАЗ-2304 Бурлак
Внедорожник Атаман (ГАЗ 2308)
- В это же время ГАЗ первым из российских автопредприятий переходит на четырёхклапанные двигатели, постепенно вытеснившие устаревшие карбюраторные. В 97-м провели очередную модернизацию машины с неугасающей популярностью — Волги, которой был присвоен индекс ГАЗ 3110.
- Ещё через год, на волне популярности Газели в производство было запущено новое семейство микроавтобусов и малотоннажных грузовиков Соболь (ГАЗ 22171), а легендарный ГАЗ 66, выпускавшийся аж с 1964 года, был заменён грузовиком Садко (ГАЗ-3308), так же принятым на вооружение армии.
- Параллельно проводилась работа по созданию внедорожного малотоннажного пикапа ГАЗ-2308 Атаман и его модификаций. Кроме того, на платформе Волги был разработан заднеприводный седан ГАЗ-3111, задачей которого было укрепление позиций завода в бизнес-классе.
Модель была максимально простой, но всё равно её стоимость оказалась чрезмерной для рынка, и так пострадавшего из-за дефолта 1998 года. Тогда было решено приступить к разработке низкорамного грузовика ГАЗ-3310, перспективы которого были обусловлены его среднетоннажной категорией.
Колёса для постперестроечных машин
Если уж на российских дорогах встречаются машины послевоенного периода, то Волги, Соболи и Газели, изготовленные после перестройки, бегают и подавно. Смотрим, какие диски на авто ГАЗ тех лет нужно ставить:
Модификация | Ступица | Какие диски подходят на ГАЗ | Размер шин |
ГАЗ 31029 | 58,1 | 6,5х15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45
| 205/60 R15 195/65 R15 |
ГАЗ 3105 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
Волга 3110 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
ГАЗ-3111 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
Газель (ГАЗ-32213) | 130 | 5.5Jx16 6×170 ET106 | 175 R16 (ЗК) 185 R16 (ЗК) 195 R16 (ЗК) Примечание: На лето лучше поставить на Газель более широкие покрышки с профилем 195. |
Соболь (ГАЗ-2217) | 108,5 | 6.5Jx16 5×139.7 ЕТ45
На заметку: Разбираясь, можно ли на Соболь поставить 15 диски, отметим, что да, можно – только если это будет ширина на более6 дюймов. Соответственно, шина тоже должна быть более узкой: 205/70 или 205/75 | 215/65R16 225/60R16
|
Соболь комби 4х4 | 108,5 | 6.5Jx16 5×139.7 ЕТ45 | 185/75R16 215/65R16 |