Шина не является прерогативой лишь для легковых машин, ведь в современной жизни используется огромное разнообразие и специальной колёсной техники. Покрышки здесь играют не последнюю роль, так как от неё зависят не только тормозные характеристики, управляемость и устойчивость транспортного или грузоподъёмного средства, но и экономичность эксплуатации, комфорт управляющего им машиниста. Рассмотрим, что представляют собой покрышки для спецтехники, как классифицируются и за счёт чего им обеспечивается высокая прочность и долговечность.
Особенности специальных шин
Современные шины, особенно грузовые и специальные, чрезвычайно сложны конструкционно, в их составе может оказаться более сотни компонентов. Решающую роль играет, конечно же, рецепт резиносмеси, однако при выборе модели покрышек для техники необходимо учитывать и массу иных нюансов.
Важна функциональность машины, рельеф местности и качество дороги, климатические особенности — на основании этих условий и подбирается конструктив каркаса шины и рисунок протектора.
Хорошая шина должна обладать высокой устойчивостью к износу, выдерживать высокое давление от веса техники, быть прочной и одинаково надёжной при разных температурах окружающей среды. При изготовлении шин специального назначения, любой производитель стремится улучшить такие качества:
- обеспечить максимальное сцепление с дорогой в любых условиях;
- обеспечить курсовую устойчивость колёс;
- увеличить несущую способность покрышек;
- воспрепятствовать перегреву резины при высокой скорости и нагрузке;
- снизить вероятность динамических воздействий и уровень шума;
- улучшить процесс отвода воды и самоочищения от грязи, камней и снежной шуги;
- получить все озвученные преимущества при минимальном весе покрышки.
Классификационные отличия покрышки для спецтехники
В мире существует четыре системы классификации шин, придуманных наиболее активными странами-производителями этого продукта:
- Американская – TRA.
- Европейская – ETRTO.
- Японская – JATMA.
- Скандинавская – STRO.
Ими же пользуются остальные страны и континенты, отдавая предпочтение той классификации, что им ближе и удобнее. Россия издавна применяет американскую систему TRA, в которой маркировка осуществляется в дюймах. Главным классификационным признаком в ней является вид техники, для которой покрышки предназначены.
Вот как выглядит базовый перечень категорий транспорта, на который делают специальные шины:
- E — техника, работающая в карьерах;
- L — бульдозеры и погрузчики;
- G — грейдеры;
- С — дорожные катки;
- F — шины для ведущей оси тракторов;
- R — комбайны и тракторная техника;
- I — сельскохозяйственные тележки и орудия;
- IND — индустриальная техника (колёсные опоры для оборудования и конструкций);
- LS – лесозаготовительные машины;
- НF – флотационные шины (не повреждающие почву);
- ML – трелёвочники, горная техника;
- MCS – автокраны;
- NHS – спецшины для бездорожья.
Функциональный диапазон специальной техники очень широк, а так как условия её эксплуатации разные, соответственно применяются и разные типы протектора. Взять, к примеру, карьерную технику из категории Е, для которой разработано несколько вариаций протекторного рисунка:
- Е-1. Ребристый – для передней оси самосвалов.
- Е-2. Повышенная проходимость – для скреперов, эксплуатирующихся на рыхлых грунтах.
- Е-3 и Е-4. Повышенная износостойкость – для скреперов и самосвалов, работающих на скальных грунтах. Шины имеют разную степень глубины протектора.
- Е-7. Повышенная проходимость и прочность. Для многофункциональной техники, эксплуатирующейся в тяжёлых условиях.
Точно так же разделение по степени проходимости протектора применяется и в других категориях шин. В том числе, он бывает и гладкий — с большой глубиной для бульдозеров и погрузчиков, и с малой глубиной для пневматических шин дорожных катков.
Конструкционные отличия
Первое, на что нужно обращать внимание при выборе шины для специальной техники – это её конструкция. Она зависит от взаимного расположения нитей корда в смежных слоях, и бывает диагональной и радиальной.
- В диагональной шине нити каркаса перекрещиваются, образуя по отношению к беговой дорожке угол в пределах 45-60 градусов. Дополнительного усиления здесь нет — в зоне протектора и на боковинах конструкция одинакова.
- В диагональных шинах между слоями (их число должно быть чётным) постоянно возникает трение, боковины деформируются и передают деформационные усилия контактной зоне. Это не обеспечивает нужной прочности, ускоряет износ, поэтому данная категория покрышек уже почти не производится.
- Хотя для некоторых категорий техники диагональные шины вполне подходят, да к тому же ещё и имеют более низкую стоимость. Но основной ассортимент всей современной колёсной резины: легковой, коммерческой, грузовой, специальной – это шины радиальной конструкции.
- У них все нити каркаса располагаются параллельно друг другу и охватывают сечение покрышки для спецтехники по радиусу (правильнее сказать, вдоль меридиана). При таком положении возникает меньше усилий, что обеспечивает надлежащую прочность без многослойности. Однако здесь для надёжности и защиты от механических повреждений, пятно контакта усиливается брекером.
- На сегодня радиальная конструкция покрышек является основной. Особой популярностью пользуются комбинированные варианты: с каркасом из текстильного корда, и брекером из металлических нитей. Для тяжёлой техники и скоростных грузовых машин применяются шины ЦМК – цельнометаллокордные. Секрет заключается в более высокой прочности: один слой такого каркаса по прочности равен пяти слоям текстильного корда.
- В конструкциях ЦМК текстильный корд если и применяется, то только в качестве, так называемого, бандажа. Это слой дополнительной защиты – экран, укрывающий брекер. Такой конструктив предусматривается в том случае, когда у покрышки нет толстого подканавочного слоя резины, либо ей нужно обеспечить повышенную жёсткость и прочность.
- Что касается самого каркаса радиальной шины, то он имеет всего один слой, максимум два (в диагональных шинах слоёв может быть и 12). Уменьшение количества слоёв дало возможность получить дополнительное место для увеличения толщины подканавочного слоя, который не просто обеспечивает покрышке жёсткость, но и даёт возможность углублять рисунок при износе протектора.
Примечание: О возможности вторичной нарезки протектора производитель уведомляет потребителя надписью Regroovable на боковине покрышки для спецтехники.
В целом радиальная конструкция каркаса обеспечивает такую работу шины, при которой боковины независимы от протектора, и не передают ему деформационные нагрузки. Соответственно, пятно контакта, находящее под нагрузкой, не подвергается смещениям, и может обеспечивать лучшее сцепление с грунтом и более высокие тяговые характеристики при меньшем износе и высоком внутрибалонном давлении.
Типы протектора
Тип протектора тоже зависит от назначения техники, и вот по каким критериям его различают:
Категория шин | Комментарий по применяемости |
Шины предназначены для установки на рулевую ось, и обычно имеют более крупный формат, обеспечивающий хорошую устойчивость.
| |
Эти покрышки устанавливают на ведущую ось (одну ось или несколько, как на фото). Внешне шины могут и не отличаться, но ведущие имеют усиленный каркас для восприятия основной нагрузки. | |
Такие покрышки могут устанавливаться на любую ось, и имеют протектор, предназначенный для твёрдого грунта или асфальта.
| |
Магистральные покрышки обычно имеют шоссейный тип рисунка, так как предназначены для езды на дальние расстояния. Их отличием является повышенная норма слойности, лучшая курсовая устойчивость и управляемость.
| |
Эти шины одеваются на технику, не выезжающую за пределы региона, и преимущественно работающую грунте. Отличаются высоким уровнем устойчивости к износу, имеют крупный рисунок с глубоким протектором.
| |
К этой категории относятся покрышки для сугубо специальной спецтехники, применяемой на лесозаготовках, в карьерах, сельском хозяйстве, земляных работах.
|
От чего зависит цена покрышки для спецтехники
Хорошие шины априори не могут быть дешёвыми, и любая компания, имеющая парк спецтехники, тратит на них до 10% от всего бюджета на техническое обслуживание. Если не считать затрат на топливо, это получается самая существенная статья расходов — потому так важен правильный выбор шин.
Однако их дороговизна объясняется объективными причинами, а вовсе не результатом каких-то спекуляций. Всё зависит от стоимости сырья, а хорошая резиносмесь, содержащая натуральный каучук – вещь недешёвая. Сама конструкция шин сложна, многоэтапна и дорога, особенно когда предусмотрен многослойный брекер, да ещё защищаемый бандажом.
Хороший производитель закладывает в модель многократный запас прочности, да ещё и даёт потребителю возможность восстановления – так что по факту, покупая одно колесо, получаешь два. Это очень выгодно любому владельцу техники, и с затратами приходится мириться.
Главное, подбор оптимальной модели и правильная эксплуатация — например, контроль давления в шинах, соблюдение норм загрузки и условий работы.
От давления в баллонах зависит многое. Например, иногда оно должно быть разным на передней и задней оси, или должно меняться через определённые временные промежутки, с учётом трудности выполняемой работы. Если давление ниже нормы, покрышки начинают нагреваться — а это способствует не только быстрому износу протектора, но и увеличивает расход топлива.
Компании, работающие со спецтехникой, наряду с хорошей резиной устанавливают на неё комплекс измерительного оборудования. Оператору хватает одного взгляда на индикаторы, чтобы оценить состояние колёс и при необходимости подкорректировать давление. Производителям же шин остаётся только улучшать состав резиносмесей, придумывать новые эффективные рисунки протектора, да совершенствовать защиту каркаса от повреждений.