В связи с событиями предшествующего года, на российском рынке шин произошло немало изменений. Как и во многих других отраслях, они связаны с уходом европейских брендов, позволившим укрепить свои позиции отечественным и китайским производителям. Для автолюбителей наступила новая реальность, в которой мы и попытаемся разобраться.
Что на рынке летних шин 2023
Первым на изменения шинного рынка отреагировал российский журнал «За рулем», так как тему импортозамещения невозможно игнорировать там, где импорт составлял львиную долю. Соответственно, уже в новых условиях журнал провёл тест ходовых шин в размере 195/65R15, взяв для образца те модели, которые точно будут доступны покупателю.
Примечание: Торговые предприятия имеют немалые остатки импортных моделей шин, которые будут ещё распродаваться. Но приобретя такой комплект, нельзя быть уверенным, что при необходимости можно будет докупить покрышку, так что лучше сразу брать и запаску.
Тем не менее, будем смотреть вперёд, и учитывать то, что имеем по факту.
Ситуация
Ещё полтора года назад в России функционировали дочерние предприятия большинства ведущих производителей шин. В прошлом году об уходе заявили Nokian Tyres и Michelin — их заводы остались, но пока не понятно, что они будут выпускать.
Ещё два европейских бренда: Continental и Pirelli пока продолжают работать, но заметно снизили объёмы производимой на территории РФ продукции. Судя по всему, тоже готовятся к выходу, поэтому делать на них ставку не имеет смысла.
Участники теста
Для предсезонного тестирования были взяты те модели шин, которые точно останутся на российском рынке. Единственно, вне конкурса в качестве эталона принимала участие Nokian Hakka Blue 3, ранее выпускавшаяся на заводе во Всеволожске, и ставшая победительницей соревнований прошлого сезона.
Может, она и вернётся на рынок, хоть и под другим брендом, но пока такой информацией никто не располагает. Хотя в продаже она пока есть: с индексом нагрузки и скорости 95V, и ценой порядка 5500 руб./шт.
Указанным характеристикам не уступает нижнекамская Viatti Strada 2 — да при этом имеет и гораздо более скромный ценник (3800 руб.). Модели: Cordiant Comfort 2 (Россия) и Sailun Atrezzo Elite (Китай) имеют ту же грузоподъёмность 95 единиц (690 кг) на колесо, но индекс скорости у них более низкий.
В тесте приняли участия ещё две участницы, с более низкой грузоподъёмностью – китаянка Formula Energy и российская Nokian Nordman SX3.
Соревнования шин
Так как ранее журнал «ЗР» проводил свои тесты на европейских полигонах, условия соревнований тоже пришлось менять. Тесты провели на трассах подмосковного посёлка Автополигон, принадлежащих Центру испытаний НАМИ.
Носителем шин стал отечественный автомобиль Лада Веста, с электронными системами безопасности ABS и ESP, и хорошей настройкой шасси, позволяющей точно определять все нюансы поведения покрышек. Результаты испытаний фиксировали с применением комплекса Vbox Racelogic, настроенного на спутники GPS и ГЛОНАСС.
Ходовые качества шин
Первым тестом было, конечно же, экстренное торможение, определяющее, насколько быстро шина позволит остановить автомобиль в случае необходимости: на сухом покрытии со скорости 100 км/ч, и на влажной дороге со скорости 80 км/ч. В обоих случаях лучшие результаты продемонстрировала не являющаяся участницей Hakka Blue 3.
- Из основного состава участников на сухой дороге лидировала Viatti, на мокром асфальте лучший результат показала шина Sailun. Остальные показали более скромные итоги, но разрыв между результатами был не слишком велик. Длину тормозного пути замеряли не до полной остановки, а до скорости 5 км/ч – чтобы исключить воздействие АБС, которое на малых скоростях частично блокирует колёса и может влиять на точность результатов.
- Безопасность движения определяется не только способностью шин к экстренному торможению – это лишь один из способов. В аварийной ситуации большинство водителей старается не столько затормозить, сколько увернуться от опасного объекта, так что гораздо большее значение имеет способность покрышек к маневрированию.
- За неё отвечают уводные характеристики модели, вкупе с поперечным зацепом. Оценить их помогает манёвр переставки автомобиля на скорости, при которой можно успешно сменить полосу движения без возврата в предыдущий ряд.
- Устроители соревнований использовали довольно жёсткую схему переставки автомобиля, при которой между коридорами предусматривалось приличное расстояние 12 м. Вот на этой дистанции водитель и должен был увернуться от воображаемого объекта опасности. Скорость примерно такая же, как и в обычном городском потоке машин.
- Первой в этом тесте снова оказалась эталонная Hakka Blue 3. Из моделей-участниц лучший результат показал Nordman (на влажной дороге, со слоем воды 2 мм). На сухом покрытии лучшим стал Cordiant, но на мокром асфальте он маневрировал хуже всех.
- По сухому покрытию отстающей стала китайская модель Formula Energy, но отрыв от лучшего результата составил всего 2,1 км/ч. Заметим, что при скоростном движении по прямой, с плавным маневрированием, эта модель понравилась испытателям больше всего, и к ней не предъявлено никаких претензий.
- Худший результат в курсовой устойчивости показала шина Viatti Strada 2. Этот тест призван показать, насколько хорошо покрышки способны поддерживать направление движения автомобиля в ситуации, когда меняются дорожные условия: качество покрытия, поворот дороги, необходимость сброса скорости или её набора.
На заметку: От курсовой устойчивости зависит не только комфорт вождения, но и безопасность – особенно когда дорога мокрая. Здесь имеют значение не только конструкция шины, состав резиносмеси, тип протектора, но и его состояние, давление в баллонах. Но в целом лучшей курсовой устойчивостью обладают шины с асимметричным протектором, имеющим центральное продольное ребро.
Самую низкую оценку за курсовую устойчивость получила Viatti Strada 2 – из-за медленной реакции на повороты руля. Не считая взятой за образец Hakka Blue 3, участницей теста не являющейся, лучший результат в этой дисциплине показала шина Nordman SX3.
Недочёты в управлении у неё тоже есть, но на фоне остальных «действующих лиц» она стала лучшей как на сухом, так и на мокром асфальте.
Однако по асфальту ездить легко – а как поведут себя шины на грунтовой дороге, на которую рано или поздно доводится выезжать каждому автомобилисту? Такое испытание тоже предусмотрели, да ещё и на подъёме с 12-градусным уклоном при отключенной системе контроля тяги.
Результат оказался однозначным: увереннее всего в таких условиях чувствовали себя покрышки Nordman. Аутсайдер – всё та же Viatti.
Комфорт и экономичность
Традиционно в подобных соревнованиях оцениваются не только ходовые свойства покрышек, но и плавность хода, уровень издаваемого шума. Из всех участниц самой тихой оказалась китайская шина Sailun Atrezzo Elite, ничуть не уступавшая в акустическом комфорте образцовой Hakka Blue 3.
Cordiant Comfort 2 издавала чуть больше шума, но в плавности хода лидеру не уступала. Наиболее жёсткой, а оттого и более шумной, оказалась Viatti: её потряхивало на любой неровности – и чем грубее было дорожное покрытие, тем выше и уровень шума.
Топливную экономичность оценивали в два этапа: на шоссейной скорости 90 км/ч, и на городской 60 км/ч. Самыми экономичным на нынешнем рынке шин оказались китайские модели Formula и Sailun, показавшие даже лучший результат, чем внеконкурсная шина Hakka Blue 3. Худшей же снова стала Viatti: обутая в неё Веста на 100 км тратила на 200-300 мл бензина больше, чем остальные участницы.
Итоги
В принципе, на рынке летних шин 2023 года всё оказалось не так уж плохо. Количество баллов, набранных участниками, варьировалось в пределах 851-880, что даёт не такой уж большой разрыв. Учитывая методику оценок, применяемую журналом «За рулём» ранее, шины с таким количеством баллов попадали в категорию «хорошисток».
Эталонную модель Hakka Blue 3, с её 941 баллами, можно отнести к «отличных» шин. Из протестированных покрышек первое место заняла Sailun Atrezzo Elite — она показала неплохой уровень безопасности на фоне комфортной эксплуатации. И хотя замечания к маневрированию были, цена этой модели оказалась самой справедливой.