Большинство всех тестов шин проводится в Европе немецкими, шведскими, французскими автоклубами и тематическими изданиями. Известный каждому автомобилисту российский журнал «За рулём», который уже через 6 лет отметит свой вековой юбилей, тоже регулярно проводит подобные соревнования. Прошлой осенью, на континенталевском полигоне в Германии, это издание организовало испытание летних шин в размере 205/55 R16, на котором ездит большинство автомобилей компакт и гольф класса. Вот его итоги мы здесь и обсудим.
Летние шины-участницы
В любом соревновании участие принимают не только покрышки премиальных брендов, но и бюджетные, которые чаще всего уступают лидерам в управляемости и торможении, но порой удивляют экономичностью и акустическим комфортом. А если учесть, какова разница в их стоимости, автовладельцам полезно знать, за какие характеристики имеет смысл переплачивать, и насколько оптимально их сочетание с ценой.
Представим участвовавшие в тестировании летние шины, расположив их в том порядке, в каком они оказались в итоговой турнирной таблице:
Модель покрышки, производитель | Краткая информация о шине и средняя цена в июне 2022 г |
| Nokian Hakka Blue 3 является новинкой, ведь только в прошлом, 2021 году она сменила предшественницу Hakka Blue 2. Выпускается она в 15-17 дюймах, и предназначена для использования на легковых и спортивных автомобилях средней мощности. Производитель «подтянул» показатели по аквапланированию и торможению на мокрой дороге, постарался улучшить стабильность управления в разных условиях и комфортность езды. Очевидно, что старания не прошли даром, и модель по праву заняла верхнюю ступень «пьедестала». Цена: 7600 руб. |
| Continental – это известный производитель премиальных шин из Германии, и думаем, в представлении не нуждается. Модель PremiumContact 6, представленная им в 2017 году, выпускается в широчайшем спектре размеров для всех классов легковых автомобилей, кроме малолитражек. Это некий симбиоз двух ранее выпускавшихся моделей PremiumContact 5 и ContiSportContact 5. В производстве модели ставка сделана на улучшение состава резины, обеспечивающего лучшее сцепление с мокрым дорожным покрытием. Цена: 9200 руб. |
| У японского производителя Bridgestone, который имеет заводы в разных странах, модель Turanza T005, представленную в 2017 году, можно считать лучшей. Это не раз было доказано в подобных соревнованиях, поэтому даже автопроизводитель Toyota включил эти летние шины в комплектацию машин класса люкс Lexus LC500. В данном соревновании шины Turanza T005 были одеты на более простой автомобиль VW Golf, но это не помешало данному участнику занять местечко в тройке лучших. Цена: 8650 руб. |
Летние шины корейского производителя Hankook — Ventus Prime3 K125 были представлены ещё в 2015 году. По сравнению с предшественницей, в них были улучшены сцепные свойства и эффективность торможения, снижена истираемость и уровень шума. Вполне почётное четвёртое место говорит о том, что модель соответствует всем требованиям, предъявляемым к покрышкам данного класса. Цена: 8050 руб. | |
Бренд Pirelli итальянский, но шина Cinturato P7 (P7C2) изготовлена на заводе в Румынии. Её целевая аудитория – автомобили классов C и D, владельцы которых предпочитают сочетать спортивную скорость с комфортом при езде. Эта модель первая в мире получила наивысшую оценку за сцепление в условиях влажной дороги по системе европейской маркировки — хотя по результатам данного конкретного соревнования этого и не скажешь. Цена: 8900 руб. | |
Модель Kumho Ecsta HS51 получила своё название в 2014 году не потому, что стала абсолютно новой, а потому, что выпущенная за год до этого Kumho HS51 (без приставки Ecsta), по результатам многочисленных испытаний показала настолько более высокие характеристики, чем было изначально заявлено, что это дало производителю основание для переименования (ренейминга). Цена: 7900 руб. | |
Вообще шины Nordman выпускаются российским филиалом Nokian, но видимо эта модель, или размер 205/55 R16, изготавливается на головном заводе в Финляндии, поэтому в тестировании участвовали покрышки финского производства. Финскую резину автовладельцы почитают больше чем российскую, но в данном случае происхождение не помогло ей даже попасть в первую пятёрку. Цена: 8600 руб. | |
Высокопроизводительная шина с асимметричным рисунком, по утверждению производителя максимально эффективна на мокром асфальте, отменно управляется и обладает высокой топливной экономичностью. Является усовершенствованной версией Nexen N’Blue HD, продаваемой с 2014 года. Цена: 8020 руб. | |
Шина японского бренда, но российского разлива, предназначенная для седанов и хэтчбеков среднего класса, стала новинкой лета 2019 года. Производитель гарантирует высокий комфорт при движении, хорошую управляемость и устойчивость на дороге, но к сожалению, никаких звёзд с неба в этих соревнованиях BluEarth-GT AE51 не хватала. Будучи в характеристиках всего на одну ступень выше Viatti Strada 2, цена у Yokohama аж на 2200 руб выше. Цена: 7400 руб. | |
Viatti Strada 2 (V-134) стала новинкой прошлого года, причём самой скоростной в модельном ряду нижнекамского производителя. Как утверждает руководство завода, конструкция Viatti Strada 2 надёжна, комфортна и безопасна. Но главное – шина недорогая, и вполне способна в нынешних условиях замещать импорт. Цена: 5200 руб. | |
По поводу шин ярославского производителя ведётся немало споров, многие автолюбители считают, что их нельзя поставить на иномарку. Тем не менее, многочисленные испытания показали, что то, чего ждут от этой модели (а именно комфорта), она и обеспечивает. Цена: 5700 руб. | |
Компания из Сербии Tigar стала выпускать шины с одноимённым брендом ещё в 1959 году, но в настоящее время принадлежит французскому Michelin. Новый владелец провёл реорганизацию завода и предоставил современное оборудование, но выпускаемые шины Tigar как были, так и остались продукцией эконом-класса. Для них главное – невысокая цена, в сочетании с которой покупатель получает приемлемое качество. Цена: 6050 руб. |
Дисциплины соревнований и их итоги
Летняя шина должна эксплуатироваться, начиная от температуры +5 градусов. В Европе такая погода бывает поздней осенью, либо ранней весной — на это время и назначают испытания летних шин, что даёт возможность оценить их характеристики в менее комфортных для летней резины условиях.
В данном случае тесты проводились в два этапа: при температуре +14…+22 градуса на сухом покрытии, и при +5…+7 на мокрой дороге. Носителем шин стал автомобиль Volkswagen Golf — один из многочисленной армии машин, использующих размер покрышек 205/55 R16.
Торможение шин и боковая устойчивость
Оценка длины тормозного пути шин-участниц производилась организаторами соревнований в три этапа:
- На сухом покрытии, со скорости 100 км/ч до 5 км/ч.
- На мокром покрытии с 80 км/ч до 5 км/ч в тёплую погоду.
- На мокром покрытии с 80 км/ч до 5 км/ч при температуре +5 градусов.
Примечание: Очевидно, что разные условия влияют на способность шин быстро и эффективно тормозить, и тот же Бриджстоун, который на сухом покрытии показал наилучший результат, на мокрой дороге был только третьим. Почти то же самое происходило и с остальными моделями, занимающими первую половину списка. Отменной стабильностью отличился только аутсайдер Тигар, который в дисциплинах на торможение был последним или предпоследним.
Наряду с торможением, одной из основных дисциплин при тестировании шин является оценка их боковой устойчивости. Во время движения автомобиля под действием поперечных сил возникает деформация покрышек, что оказывает существенное влияние на устойчивость машины и её управляемость в целом. Чем она лучше, тем с меньшими затратами времени автомобиль может преодолеть заданное расстояние, поэтому в данной дисциплине оценивается время прохождения круга в секундах.
Лучший результат здесь показала корейские летние шины Кумхо, хотя в торможении при +5 градусах они были только предпоследними. Это ещё раз доказывает, что нет шин, абсолютно хороших или плохих — всё зависит от того, какие свойства производитель сделал приоритетными.
Примечание: За боковую устойчивость у шины отвечает кордовый каркас, нити которого должны обладать не только высокой ударной и разрывной прочностью, но и отличаться невысоким тепловым расширением.
Аквапланирование шин
Даже когда машина обута в новые покрышки премиального бренда, при наличии на асфальте слоя воды она может на скорости терять контакт с дорогой, что и называется аквапланированием.
Если постараться объяснить научно – это явление, то в пятне контакта шин с дорогой возникает гидродинамический клин, вызывающий потерю сцепления. Чем больше покрытие залито водой, тем сильнее её давление, и когда оно пересиливает давление самой шины, автомобиль отрывается от дороги и всплывает, что наглядно показано на схеме.
Решающее значение при движении на залитой водой дороге играет скорость, поэтому в тестах на продольное аквапланирование определяется критическая скорость, при которой автомобиль начинает терять управление. Как и в соревновании на боковую устойчивость, лучший результат показали летние шины Кумхо, а худший – Йокохама.
Точно такой же результат у этих покрышек получился и в тесте на поперечное аквапланирование, где измеряются непроизвольные боковые ускорения автомобиля при прохождении поворота на мокрой дороге. Некоторые модели шин в этих двух дисциплинах показали очень разный результат — например, победитель общего соревнования Nokian Hakka Blue 3. В продольном аквапланировании эта модель стала второй, уступив только Kumho Ecsta HS51, а в поперечном оказалась ближе к концу списка.
Сопротивление качению
Термином «качение» специалисты называют совокупность сил, которая, воздействуя на шины, препятствует их движению вперёд. На преодоление этих сил машине приходится затрачивать дополнительную энергию, на что необходимо использовать топливо. По сути, порядка 15% горючего может тратиться только на то, чтобы разогнавшаяся машина при отпущенной педали газа могла просто катиться вперёд.
И вот тут бывает разница: полная остановка одного автомобиля произойдёт через 20 м, а другого – уже через 15 м, что целиком и полностью зависит от шин. Те из них, которые могут проехать дальше всех, и обладают наиболее низким сопротивлением качению – а значит, затрачивают наименьшее количество топлива.
Вот что делают производители, чтобы добиться хорошего показателя экономичности:
- оптимизируют рисунок протектора, дабы уменьшить аэродинамическое сопротивление;
- снижают силу трения и способность покрышки нагреваться путём улучшения состава резины;
- разрабатывают рисунок шины так, чтобы блоки и боковина при езде меньше деформировались (в том числе уменьшают высоту протектора);
- в допустимых пределах стараются снизить массу покрышек.
Существует мнение, и небезосновательное, что действия производителя, направленные на достижение максимальной топливной экономичности, дают обратный эффект, когда дело касается сцепления шин с дорогой – ведь оно как раз и обеспечивается за счёт силы трения. Это наглядно видно в любом соревновании, когда лучшие показатели в сопротивлении качению показывают модели, по всем статьям проигравшие во всех остальных дисциплинах.
Не стал исключением и тест на экономичность, в котором сербский Tigar HP показал второй результат, тогда как почти везде был самым последним. Хотя подобная метаморфоза не коснулась отечественных шин Кордиант, которые как были в хвосте, так и остались, просто спустившись с предпоследнего места на последнее.
Заключение
В целом по итогам соревнований организаторы отметили, что в управляемости на высоких скоростях (130 км/ч) лучше всего показали себя летние шины Nokian, Nordman и Continental. Они же лучше всего держали дорогу и были наиболее предсказуемыми на извилистых треках — как на сухом, так и на мокром покрытии. По акустическому комфорту лучшими оказались Nexen и Yokohama, на них следует обратить внимание, если собираетесь на машине ехать в отпуск.
Если же учесть оптимальное сочетание качества с ценой, то это, наряду с Nokian Hakka Blue 3, корейская шина Kumho Ecsta HS51: во всех дисциплинах она находилась в середине таблицы, либо показывала самый высокий результат.