Подошвой колеса, непосредственно контактирующего с дорогой, является покрышка, и от неё в немалой степени зависит динамика движения машины. Однако держится она на диске, и именно он обеспечивает автомобилю и безопасность, и комфорт, и приличный внешний вид. В тёплое время года, когда на дорогах нет вездесущей грязи, эстетическая составляющая ставится на первое место, поэтому легкосплавные диски на лето выбираются с особой тщательностью. Разберёмся в перипетиях выбора, начиная от типа дисков и заканчивая особенностями их дизайна.
Различия дисков по конструктиву
Существует несколько разновидностей дисков, которые отличаются между собой не только материалом, но и технологией изготовления. Железные (они же штампованные) и литые диски на лето являются наиболее применяемыми.
Ковка, как более дорогой вариант, покупается обычно либо для спортивных автомобилей, либо для премиальных. Есть ещё сборные диски, которые чаще всего представляют собой комбинацию ковки и литья, но они применяются реже – во всяком случае, в России. Тем не менее, в своём материале мы о них тоже упомянем.
Штампованные диски на лето
Железным диск называют, потому что изготавливают из чёрной углеродистой стали. Термин «штамповка» к ним приклеился благодаря технологии производства, в которой из стального листа штампуется отдельно обод и лицевая часть, которые потом просто соединяются сваркой и окрашиваются.
Это самый простой в изготовлении, а потому и дешёвый вариант, который, однако, не уступает в прочности литью. В отличие от него стальной диск при ударе не лопается, а просто гнётся, что даёт возможность произвести ремонт и ездить дальше.
Так что автомобили, эксплуатирующиеся на плохих дорогах и с солидными нагрузками: всевозможные джипы, внедорожники, микроавтобусы, пикапы, нередко ездят именно на железных дисках.
Все прочие категории автомобилей тоже могут использовать железные диски, кроме разве что, бизнес-класса. Да и вообще, дабы удешевить комплектацию, на подавляющее большинство автомобилей на заводах устанавливают стальные диски.
Другое дело, что выпускают штамповку не в таком широком ассортименте типоразмеров, как литьё. На некоторые машины, даже если захочешь купить комплект, не всегда ещё найдёшь в продаже.
Внешний вид штампованных дисков весьма непритязателен, но его вполне можно нивелировать красивыми колпаками. Правда это не очень-то удобно, так как они часто теряются, и купить один колпак или пару нереально порой даже под заказ.
В Германии и Америке делают железные диски на лето с более-менее эстетичным внешним видом, позволяющим обойтись без декоративных накладок, но их стоимость от литья почти не отличается.
Основным преимуществом стальных дисков в понимании большинства владельцев малолитражных автомобилей является их относительная дешевизна. Ремонтопригодность – приятный бонус. К тому же, в момент сильного удара мягкое железо принимает усилие на себя, и тем самым спасает подвеску.
К недостаткам штамповок кроме непрезентабельного внешнего вида можно причислить больший вес, который на 20-30% превышает массу литого диска аналогичного размера, а увеличение неподрессоренной массы приводит к ухудшению динамики движения и увеличивает расход топлива.
А ещё сталь легко поддаётся коррозии, и хотя на дисках есть защитное покрытие, оно со временем повреждается и проступает ржавчина. Соответственно, и так не слишком презентабельный внешний вид, становится ещё хуже.
Зато даже для видавшей виды старенькой машины, диски можно отреставрировать и ещё долго ездить. При желании, да с хорошим мастером, их можно покрасить так, что машина приобретёт эксклюзивный внешний вид, и фото ниже это подтверждает.
Для новых автомобилей владельцы обычно на лето покупают литые диски, оставляя родные «железяки» как вариант для зимы.
Литьё
По названию этих дисков понятно, что производят их литьевым способом, по заранее изготовленным формам (матрицам). Второе название «легкосплавные» говорит о том, что в качестве материала используют сплавы из более лёгких, чем сталь металлов: чаще алюминия, но в дорогих моделях может применяться титан и магний.
Для придания изделиям эстетичного внешнего вида, они могут полироваться, окрашиваться, покрываться порошковыми красками или лаком, ну и конечно, предварительно разрабатывается дизайн. Основные преимущества литья – это высокая коррозионная стойкость и меньший вес. Хотя, малый вес не всегда говорит о хорошем качестве.
Если снижение веса спровоцировано более тонким слоем металла, снижающим прочность дисков, и создающим в аварийных ситуациях немалую опасность, его нельзя назвать преимуществом. Этим грешит большинство моделей малоизвестных брендов чаще китайского производства, так что будьте внимательны при покупке, и не ставьте во главу угла низкий ценник.
Легкосплавный диск при сильном ударе не гнётся как штамповка, а ломается, так что ремонту чаще всего не подлежит. Даже если просто появилась вмятина, её практически невозможно ликвидировать, возникают проблемы с балансировкой.
Это не значит, что литой диск менее надёжен, чем железный. Наоборот, он может выдерживать больше нагрузок: нормальной толщины металл, да ещё имеющий качественный состав, может вообще никак не отреагировать на удар — всё зависит от того, какова его сила.
На заметку: Хрупкость — это вообще обратная сторона прочности. Возьмите для примера бетонную плиту: она прекрасно работает на изгиб и сжатие, выдерживая огромные нагрузки, но стоит ударить по ней кувалдой, на ней появится трещина.
За образец качества в пример можно поставить диски красноярских производителей КиК и СКАД, которые ни по прочности, ни по дизайну не уступают лучшим японским и европейским производителям. В отличие от многих других компаний, у них хотя бы есть свои испытательные стенды, на которых производится жёсткий контроль механических характеристик дисков.
Отменным качеством отличается литьё немецких и итальянских производителей, но цена такова, что говорить о массовости продаж, особенно в нынешней сложной экономической ситуации, особо не приходится. Российские диски на лето имеют более низкий ценник по сравнению с европейскими. И хотя они не столь дёшевы, как китайские, но однозначно более надёжны.
Огромным преимуществом литья является коррозионная стойкость алюминиевых сплавов, ведь они не ржавеют, даже когда нарушено декоративное покрытие. Собственно, оно и наносится ради обеспечения эстетики лицевой поверхности.
Дизайн передней стенки диска зависит от конфигурации матрицы, а её можно сделать как угодно. Именно это и позволяет создавать сотни и тысячи моделей, отличающиеся по форме, да ещё увеличивать ассортимент за счёт различных видов покрытий и цветовой гаммы.
В общем, если хотите иметь оптимальное сочетание прочности, долговечности и эстетики, лучше отдать предпочтение литым дискам.
Кованые диски на лето
Термин «кованый» — это всего лишь игра слов, и не говорит о том, что металл формуют в раскалённом виде, как железо. Это название применяется к разновидности легкосплавных дисков, которые обладают прочностью, схожей с кованым металлом – чтобы как-то отличать от стандартного литья.
Что же касается технологии производства, то она больше похожа не на ковку, а на штамповку. Просто штамповка здесь выполняется не холодным способом, а изометрическим, позаимствованным из авиационной промышленности.
Благодаря этому способу достигается уменьшение массы диска, не влекущее за собой истончение металла. При изометрическом прогреве при последующем ускоренном охлаждении снижается хрупкость сплава: он только слегка мнётся при ударе, и обода приобретают высокий запас прочности.
Чтобы сломать кованый диск, усилия, достаточного для литья или железа, будет мало, поэтому спорткары, участвующие в гонках, ездят только на ковке.
Важно: Ударопрочность – вещь хорошая, однако у неё есть и обратная сторона. Диск, который не гнётся, не может исполнить роль демпфера, а просто передаёт силу удара по цепочке на подвеску. Если у вас скоростной автомобиль и вы любите погонять, подвеска должна быть усилена, чтобы в результате ударов сохранялась её целостность.
Во избежание печальных последствий, и чтобы не отвернуть потенциальных покупателей от кованых дисков, производители ориентируют их выпуск на автомобили с определёнными техническими характеристиками. Если вы счастливый владелец такой машины — смело берите ковку.
Отличить кованые диски от литых по внешнему виду неспециалисту невозможно. Единственным ориентиром является стоимость, так как из-за сложной технологии она была и остаётся на высоком уровне.
Производителей, предлагающих ковку, не так уж много, таких дисков нет в продаже в таком количестве и ассортименте, как литья. Отсюда и появляющиеся на авторынке подделки, ведь более высокий ценник всегда привлекателен для мошенников.
Чтобы не ошибиться, производителей кованых дисков нужно знать, и требовать у продавца сертификат соответствия. В России качественные кованые диски производит тольяттинская компания Slik, существующая уже 30 лет, и имеющая отлично подготовленный штат дизайнеров и конструкторов, и M&K Forged Wheels из Москвы, с 2002 года выпускающая кованые диски.
Лучшая ковка из Японии предлагается под брендами ADVAN и Enkei, хотя производиться они могут и в других азиатских странах, на принадлежащих этим компаниям заводах. В Германии ковку производят:
- Herbert Hartge GmbH (бренд Hartge);
- Alcar (бренд AEZ);
- Proline Wheels (бренд PLW).
Некоторые из этих дисков изготавливают на размещённых в Китае заводах, так что качество может отличаться от оригинального – но и ценник будет более адекватный.
Американские и итальянские кованые диски в большинстве своём предназначены для тюнинга, и чаще всего представляют собой комбинацию из кованого обода и литой середины. Срединную часть делают литой для того, чтобы можно было разнообразить дизайн, который при использовании технологии объёмного штампования (ковки) получается довольно ограниченным.
Что такое бедлоки на дисках
Чем больше площадь шинного пятна, контактирующего с дорогой при движении автомобиля, тем лучше его проходимость. Чтобы этого достичь, шину нельзя перекачивать, но недостаток давления может привести к самопроизвольной разбортовке. Допускать её никак нельзя, тем более что у машин всего одна запаска, а колёс минимум четыре.
Поэтому на скоростных и внедорожных автомобилях рекомендовано использовать диски с бедлоками – специальными замками из двух колец, жёстко закреплённых на кромке диска и зажимающих край покрышки. В продажу такой диск поступает, как единое целое, но при установке или снятии шин его приходится разбирать.
Дополнительная фиксация шин наиболее важна для автомобилей, перемещающихся по пересечённой местности. Поэтому диски с бедлоками, в первую очередь, предназначены для внедорожников. В них на внешней стороне обода приварено широкое плоское кольцо с отверстиями под крепёж.
Болтами крепится второе, более узкое кольцо (оно и есть бедлок), зажимающее край покрышки. Оно может быть изготовлено не только из металла, но и из композитного материала, который имеет прочность на разрыв втрое больше, чем у стали. Не зря же в строительстве давно стали использовать стекло- и базальтопластики.
Количество болтиков зависит от дизайна и размера диска (18-36 шт), и они сами обычно придают диску декоративность. Прорабатывается и дизайн бедлока, который может превратить даже обычный железный диск в изделие невероятной красоты. Разборную конструкцию могут иметь и литые, и кованые диски.
У дисков с бедлоками есть как преимущества, так и недостатки, и вот как выглядит этот перечень:
Плюс | Минус |
Колёса защищены от самопроизвольной разбортировки. | Колесо в сборе больше весит. |
Наличие бедлока позволяет понижать давление до минимума. | Требуется регулярно проверять затяжку болтов, которые при движении на скорости могут ослабляться. |
Покрышку можно снять и надеть самостоятельно. | Ошибки при установке чреваты утечкой воздуха. |
Эстетичный внешний вид колёс, даже когда диск штампованный. | Колёса на дисках с бедлоками труднее балансируются. |
В некоторых странах ездить на разборных дисках по городским улицам и трассам общего назначения запрещено. В основном их ставят на спецтехнику, тяжёлые внедорожники и спортивные автомобили, участвующие в различных соревнованиях (гонки, дрифт, дрэг-рейсинг).
Если джипам бедлоки помогают преодолевать бездорожье на малом давлении в шинах, то у скоростной машины они предотвратят срыв покрышек из-за высоких оборотов. Машинам компактного, среднего и бизнес-класса, передвигающимся только по асфальту, диски с бедлоками точно не нужны.
Спиннеры
Уж если хочется привлечь внимание к своему железному коню, обратите внимание на спиннеры. Так называют диски со специальным колёсным колпаком, состоящим из двух элементов, вращающихся независимо друг от друга.
Это создаёт эффект кручения в тот момент, когда автомобиль стоит – или наоборот, статичности при движении. Смотрится это очень впечатляюще – автомобиль будто не едет, а скользит по дороге.
В основном диски со спиннерами выпускают для дорогих машин, что позволяет подчеркнуть их статусность. Если вы тщеславны, любите эксклюзив и не стеснены в средствах, этот вариант точно для вас.
Особенности выбора колёсных дисков — заключение
При выборе дисков следует помнить, что на их вес влияет не только вид и толщина металла, но и дизайн. Чем более закрытой будет внешняя часть (а значит, на ней больше металла), тем тяжелее диск. Но тут есть своё преимущество: передняя стенка лучше закрывает ступицу и минимизирует попадание воды и грязи в тормозную систему.
Многим нравятся спицевые диски на лето – они и легче, и меньше грязи собирают. Но модели со спицами, особенно тонкими, плохо противостоят боковым ударам, и встреча с бетонным бордюром или другой преградой может стать для такой модели фатальной.
В условиях тяжкой езды по разбитым российским дорогам лучше всё-таки выбирать нечто среднее – например, дизайн с лепестками, расширенными вилками или раздвоенными широкими спицами. Несколько отличных вариантов дизайна показано на фото снизу:
Но найти подходящий дизайн – это ещё полдела, важно правильно подобрать размер. Обычно на лето все стараются поставить колёса большего диаметра. Делать это можно, но только нужно ориентироваться на разрешённые производителем автомобиля размеры.
Они всегда указаны на шильдике, прикреплённом с внутренней стороны водительской двери, где обозначен заводской размер и предлагаются варианты замены.
При увеличении диаметра диска может меняться его ширина и вылет, но вариант разболтовки всегда остаётся таким же. Что же касается диаметра ступичного отверстия, то оно может быть чуть больше, чем надо, если диск универсальный и предназначен для установки на разные автомобили.
В таком случае, нужно сразу же приобрести комплект ступичных адаптеров, чтобы нивелировать разницу в диаметрах — даже если она составляет десятые доли миллиметра и кажется незначительной.