Если шина уже была в употреблении, это не значит, что ею нельзя пользоваться вновь. Причины, по которым она продаётся, могут быть связаны с состоянием самого автомобиля, а не его колёс – хотя зачастую это взаимосвязано. Человек, приобретающий не новые, б/у покрышки, может на этом очень даже неплохо сэкономить – если, конечно, грамотно подойдёт к выбору.
Рассмотрим, как разобраться в маркировке, где посмотреть год выпуска б/у резины и дату изготовления, как правильно выбрать б/у шины.
Где лучше покупать подержанные покрышки
Покупка новой «обувки» для автомобиля зачастую пробивает в бюджете его владельца более серьёзную брешь, чем если бы он решил купить новую обувь себе, жене и детям. Поэтому многие и стараются найти неплохую подержанную шину, которая будет на порядок дешевле.
Если есть спрос, всегда будет и предложение, поэтому б/у шина заняла довольно прочное место в качестве товара на авторынке. Её могут продавать как владельцы машин — со своего авто, шиномонтажки, загадочные продавцы на интернет-сайтах, и даже центры по продаже новых шин.
Иногда в магазинах по продаже шин оказывают услуги людям, покупающим новый комплект резины. Старая резина принимается на реализацию, если конечно, она не совсем убитая. Это, кстати, избавляет автовладельца от решения проблемного вопроса утилизации или хранения старой шины.
Надёжнее всего, конечно, бывшую в употреблении резину покупать в шинном центре или шиномонтажке. Там люди как минимум понимают, сколько лет можно ездить на ней, и по каким критериям отбирать.
Но самое главное, в их распоряжении есть необходимое оборудование, на котором можно проверить каждую покрышку и не допустить в продажу то, что уже нельзя эксплуатировать.
Сделать всё это на авторазборке или на рынке невозможно, поэтому покупать там шину не рекомендуем, не смотря на наиболее привлекательную цену.
Однако если вы сами будете хорошо в этой области подкованы, сможете выбрать б/у шины — зимние или летние, не создав себе этим ненужных проблем. И мы взялись вам в этом помочь.
Перечень возможных дефектов
Любой выбор начинается с визуального осмотра, и большинство проблем с колесом можно определить невооружённым глазом. Представим таблицу дефектов и озвучим причины их возникновения:
Дефект | Причины возникновения |
Перед тем, как выбрать шины б/у на зиму, посмотрите, не произошло ли частичное отслоение протектора или мелкие надрывы в тех местах, где стоят шипы. | Нарушение технологии ошиповки; Шина долго эксплуатировалась в неподходящих условиях – безо льда и снега, возможно, на ней ездили круглый год. |
Протектор изношен неравномерно, на отдельных участках образовались проплешины. | Неисправные амортизаторы, дисбаланс колеса; |
Нарушение конфигурации профиля, разрыв кордовых нитей. | Следствие удара колеса о посторонний предмет на дороге или попадание в выбоину; |
Пробитая боковина. | Удар о предмет с острыми краями. Если шина радиальной конструкции, то после такого повреждения она уже не подлежит эксплуатации. |
Деформированное бортировочное кольцо. | Это может произойти даже с новой шиной, вследствие неправильной транспортировки или хранения. Использовать её с таким повреждением нельзя; |
Порванное бортировочное кольцо. | Неквалифицированные демонтаж покрышки; |
По бокам протектор изношен сильнее, чем в центральной части, либо износ по диагонали. | На покрышках долго ездили с недостаточным давлением или с перегрузом; Неправильный развал колёс, проблемы с тормозами; |
Расслоение резины в бортировочной зоне, изменение её цвета. | Неисправность тормозов, провоцирующий перегрев ободов; |
Вздутие на боковой стороне покрышки — в простонародье «грыжа». | Причина может быть и производственной, но чаще всего это происходит в результате наезда на препятствие на высокой скорости. |
По каким критериям выбирать
Ко всем перечисленным выше дефектам можно добавить ещё паутинку из мелких трещин на резине. Это может быть производственный брак, если шина относительно новая.
Но чаще причиной тому является длительное воздействие ультрафиолета при неправильном хранении (особенно зимних шин), и банальное окончание срока гарантийного хранения.
Примечание: Ответ на вопрос типа: «Шинам 10 лет – можно ли на них ездить?», лежит на поверхности. Срок жизни шины в среднем составляет 5 лет. Именно на такой срок и даёт гарантию производитель, при условии правильной эксплуатации.
Параметры шин и их расшифровка
В первую очередь следует проверить, какого года шина перед вами. Дата изготовления всегда указана на боковой части – там же, где и общая маркировка.
Это четырёхзначное число, в котором:
- первыми двумя цифрами указывается порядковый номер недели,
- вторая пара цифр – год производства.
Для примера на фото снизу показано, где посмотреть – дата производства обведена красным кружком: 37 неделя, 2006 год выпуска.
От вас требуется не только посмотреть на дату изготовления резины, но и проверить, чтобы все четыре колеса были одинакового возраста. Разные даты спровоцируют при вторичной эксплуатации разную степень износа.
Если вы хотите купить резину непосредственно у бывшего владельца, постарайтесь узнать истинную причину продажи колёс – перекупщики вам о ней все равно не скажут. Главное, выяснить, подвергались ли покрышки ремонту, и какие события на дороге этому предшествовали.
Важно: Когда износ протектора составляет более 50%, приобретать покрышки вообще не имеет смысла.
Если вы покупаете б/у шины на лето, пятидесятипроцентный износ ещё можно рассматривать как вариант для временного использования.
Но для зимы такую резину брать нельзя. Особенно нужно обращать внимание на степень истирания ламелей, которые как раз и отвечают за курсовую устойчивость на скользкой дороге.
Если у вас есть выбор, сравните стоимость шины у разных продавцов с учетом возраста и степени износа, и тогда уже принимайте решение.
Однако все эти нюансы имеют значение только когда параметры колеса точно подходят к вашему автомобилю – причём на всех четырёх покрышках они должны быть одинаковыми.
Исключение составляют лишь машины, в которых установка разноразмерных колёс предусмотрена производителем, но обычно те, кто ездит на таких машинах – а это авто представительского класса – подержанные шины не покупают.
Ключевые параметры автомобильных шин:
Кроме размера, который обозначен в паспорте машины (его вы можете посмотреть и на своих старых колёсах), вам понадобится найти такие параметры, как допустимая нагрузка и индекс скорости.
Всё это производители пишут на колёсах, вам остаётся только расшифровать обозначения с помощью представленной ниже таблицы.
Допустимые параметры колёс для вашего авто так же указаны на шильдике на обратной стороне дверцы.
Степень износа протектора
Если вы убедились, что перед вами покрышки именно с теми параметрами, которые вам нужны, можно приступать к оценке степени износа. Определить его можно и самостоятельно – с помощью индикаторов, нанесённых производителем на протектор. Как они выглядят, показано ниже:
Глубина индикаторной надписи или значка обычно составляет 1,5-1,6 мм. Когда протектор истёрт до этого предела, летнюю шину с такой степенью износа уже нельзя использовать на легковых автомобилях.
На зимней резине оценивается глубина оставшегося протектора, который замеряют в десятке разных точек по обоим краям и центру.
В идеале все результаты замеров должны совпадать или различаться максимум на 1мм, что говорит о равномерном износе. О чём свидетельствует неравномерный износ, было сказано в главе про дефекты в начале статьи. Если высота протектора составляет менее 4 мм – брать покрышки не стоит.
Перед тем как выбрать окончательно покрышки, просмотрите, нет ли на них следов от ремонтных работ. Это могут быть заплатки на боковой поверхности, пластыри на корде (с изнанки протектора), грыжи.
Если один-два кордовых пластыря ещё допустимы, то боковые порезы и грыжи – категорически нет.
В завершение оценки шины её нужно одеть на диск и проверить на балансировочном станке. Радиальное и боковое биение недопустимо, так как с такими колёсами вы не сэкономите, а ещё и получите проблемы.
Дисбаланс колёс приводит к поломкам в подвеске и сам по себе опасен, так как ухудшает управляемость и удлиняет тормозной путь.
На основании изложенного выше материала, вывод напрашивается сам собой: экономически выгодной покупкой можно назвать только те шины, которые стояли на исправной машине и счастливо избежали в процессе эксплуатации дорожных форс-мажоров.