Первые силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе, появились еще в конце 19 века. Если сначала такими моторами оснащались грузовая и специальная техника, общественный транспорт и корабли, локомотивы и электростанции, то сегодня и легковой автотранспорт комплектуется ими.
Отличие дизельных двигателей внутреннего сгорания от бензиновых аналогов заключается в том, что для воспламенения топлива не нужна система зажигания. В данном случае применяется другой принцип работы: горючее самовоспламеняется от разогретой (температура доходит до 900 градусов) при помощи сильного сжатия воздушной массы.
Как работает дизельный мотор:
- Воздух подается в цилиндр.
- Предварительно очищенное топливо через форсунки распыляется в камеру сгорания. Подача происходит в момент, когда воздушная смесь вследствие максимального сжатия поршнем (объем уменьшается в 20 раз) имеет высокую температуру.
- Дизтопливо смешивается с воздухом и воспламеняется. Поршень выталкивается вниз, что приводит к вращению коленвала.
- После этого поршень поднимается и удаляет отработанные газы.
Свечи зажигания в такой конструкции отсутствуют. Однако устанавливаются свечи накаливания, отвечающие за предпусковой подогрев.
Для повышения эффективности работы двигатели комплектуются дополнительными элементами, например турбиной. Турбонаддув позволяет значительно увеличить мощностные характеристики. Шумность моторов и токсичность выхлопных газов снижает установка системы Common rail.
По сравнению с бензиновыми ДВС дизельные агрегаты обладают рядом преимуществ:
- Они экономичны. Расход топлива у них — меньше, да и само горючее стоит дешевле высокооктанового бензина.
- КПД дизельных моторов выше (с турбонаддувом он может доходить до 50%). Это позволяет им надежно работать и в экстремальных условиях.
Если ранее дизельные двигатели были достаточно массивными, шумными и имели проблемы с запуском в холодное время года, то современные агрегаты практически не имеют этих недостатков.
Сегодня выпускается несколько видов дизельных ДВС, различающихся видом камеры сгорания:
- С неразделенной камерой. В данном случае камера находится в поршне, а подача топлива осуществляется в надпоршневое пространство. Такая конструкция способствует снижению расхода горючего, но мотор — достаточно шумный.
- С разделенной камерой. Для подачи топлива предусмотрена отдельная камера (вихревая), связанная с цилиндром специальным каналом. В ней воздушная масса и впрыскиваемое дизтопливо хорошо перемешивается и происходит воспламенение смеси.
Существует еще один вид моторов — предкамерные. Они имеют в своей конструкции вставную форкамеру. Но особой популярностью такие устройства не пользуются.
У каждого из выпускающихся сегодня двигателей внутреннего сгорания есть свои положительные стороны и недостатки. Каждый автолюбитель, выбирающий средство передвижения, должен ориентироваться исключительно на собственные предпочтения.