Турбированными моторами комплектуется все большее количество автомобилей. Такое решение позволяет повысить мощностные характеристики двигателей, их экономичность и экологичность. Однако не все автолюбители имеют представление о том, как работает, из чего состоит система турбонаддува и на что следует обращать внимание при эксплуатации силовых агрегатов, оснащенных ею. В состав турбины входит несколько элементов, но важнейшим считается картридж турбины, выход которого из строя зачастую и является причиной неисправности всего узла.
Устройство картриджа турбины
Установка турбонаддува помогает увеличить количество подаваемого в цилиндры воздуха благодаря предварительному его сжатию и использованию энергии выхлопных газов. В результате мощность силового агрегата существенно возрастает, причем его объем остается сравнительно небольшим. Кроме этого, достигается существенная экономия топлива. Устанавливаются такие системы как на ДВС, работающие на бензине, так и на дизельные моторы.
Однако эксплуатационный ресурс турбин редко превышает 100 тыс. км. Часто их ремонт сводится к замене центрального узла – картриджа. Этот элемент представляет собой вал, окруженный корпусом с подшипниками. На концах ротора расположены крыльчатки компрессора и турбины.
Замену неисправного картриджа можно произвести самостоятельно или в условиях технического центра.
Признаки неисправности картриджа
Понять, что в работе системы турбонаддува возникли проблемы, можно, даже не посещая сервисную станцию.
Что может свидетельствовать о проблемах с картриджем:
- ухудшение динамических характеристик мотора;
- увеличение расхода смазочной жидкости;
- появление шумов при работе силового агрегата;
- потемнение свечей зажигания;
- изменение цвета выхлопных газов.
Любой из этих факторов должен насторожить и послужить поводом для диагностики турбины.
Советы по повышению долговечности турбин
Срок службы системы турбонаддува во многом определяется отношением владельца авто к своему транспортному средству.
Продлить эксплуатационный ресурс турбины можно:
- соблюдая регламент замены смазки;
- используя качественное моторное масло;
- прогревая автомобиль перед стартом (не менее минуты);
- вовремя меняя воздушный и масляный фильтры;
- перед выключением мотора оставляя силовой агрегат две-три минуты поработать на холостом ходу, что помогает охладить систему подшипников;
- первое время после запуска двигателя двигаясь на пониженных оборотах;
- регулярно осуществляя техническое обслуживание (ТО автомобилей с турбированными силовыми агрегатами проводится чаще по сравнению с атмосферными аналогами).
Стоит отметить, что установка турбо-таймера, в автоматическом режиме задерживающего отключение мотора после выключения зажигания на период, необходимый для отвода излишков тепла от двигателя, помогает упростить эксплуатацию авто с турбиной.