Особенности спортивных шин, их отличие от обычной легковой резины

особенности спортивных шин Шины

Выбор современных транспортных средств огромен, что диктует и необходимость предложения большого ассортимента шин для них. И дело здесь не только в сезонности покрышек, но и в условиях эксплуатации, нагрузках, которые они должны воспринимать. Именно поэтому у шин для обычной городской езды своя специфика изготовления, а у высокоскоростных — своя. Рассмотрим, в чём особенности спортивных шин, и чем они принципиально отличаются от обычной легковой резины.

особенности спортивных шин
Успех подобных соревнований целиком зависит от правильных колёс

Специфика работы спортивных и гоночных шин

Шина любого транспортного средства должна учитывать специфику эксплуатации, поэтому отдельная категория шин нужна не только грузовым автомобилям, но и спортивным (гоночным). Последние подвержены не просто высоким, но экстремальным нагрузкам, и обязаны выдерживать боковые упоры и удары, высокий нагрев при движении, активное абразивное воздействие.

  • Если у обычных шин основным критерием выбора является сезонность, то у спортивных это не только самые разные дорожные условия (асфальт/гравий/снег), но и скорости, на которых им в этих условиях придётся работать. Асфальт ведь тоже не бывает одинаковым: он бывает шершавым, гладким, мокрым или скользким, и всё это не может не влиять на выбор покрышек.
  • У хорошего гонщика есть несколько разнотипных комплектов на всякие случаи — в том числе и шины с усиленными толстыми боковинами. Вес у них увеличен, что замедляет езду по автобану, а вот на каменистом участке трассы у машины, обутой в такую резину, гораздо более шансов достигнуть финиша.
  • Спортивные покрышки выпускают все производители, стремящиеся заработать имя за счёт участия в гонках. Они тратят немало сил и средств на исследования и испытания, поэтому их продукция всегда оказывается качественной и профессиональной. Не стоит только путать спортивную резину с низкопрофильной – ведь это две большие разницы.
гоночная машина
Настоящая гоночная машина обута в шины с обычным высоким профилем

Что такое низкий профиль и для чего он нужен

Обратите внимание: Низкопрофильной называют шину, у которой высота профиля составляет менее 55% от ширины. Такие модели обеспечивают малое расстояние между покрытием дороги и колёсным диском, но один этот факт ещё не делает их спортивными.

В принципе, спортивные покрышки тоже могут иметь низкий профиль, но могут и кардинально отличаться в зависимости от того, на какие условия езды рассчитаны. Например, протектор спортивных шин может быть как практически гладким, без ярко выраженного рисунка, так и с довольно глубоким профилем, ведь вариант для ралли это одно, а повседневная езда на спортивном автомобиле – другое.

Но требования к повышенной ширине шин к тем и другим вариантам одинаковы, ведь чем шире колеса, тем больше площадь пятна контакта с дорогой, и тем более устойчива машина на трассе. Соответственно, и колёсные диски, и тормозные для таких автомобилей делают более широкими – а для них и нужна более широкая резина.

Низкопрофильная шина
Низкопрофильная шина

Низкая посадка даёт автомобилю не только эстетический эффект, но и позволяет двигаться на больших скоростях по хорошим трассам. Однако широкие колёса уменьшают клиренс и увеличивают радиус поворота. Соответственно, для езды по неровной дороге (а их в городах большинство), от водителя требуется большой опыт и мастерство.

Повседневные шины для спортивных автомобилей

Достичь наилучшего контакта с дорогой можно только за счёт увеличенной ширины колёс, поэтому автопроизводители и устанавливают на спортивные машины покрышки шириной 200-345 мм. А чтобы соблюсти пропорции, не ухудшить внешний вид автомобиля и обеспечить наилучшую управляемость, быстрый разгон и эффективное торможение, диаметр колёс составляет минимум 18 дюймов. В общем, всё взаимосвязано.

Спортивные модели покрышек, предназначенные для повседневной езды, всегда имеют низкий профиль, что обусловлено стремлением производителя снизить деформацию резины в процессе смены направления при движении. Колёса с высоким профилем сильнее подвержены инерции, и их реакция слегка запаздывает.

На малых и средних скоростях это незаметно, однако на большой скорости такая покрышка с большой вероятностью может самопроизвольно разбортироваться. Хорошо если при этом пострадает только колесо, но ведь на трассе это может привести и к более серьёзным последствиям – например, опрокидыванию.

Примечание: Если для участия в гонке нужно поставить шину с высоким профилем, автомобиль обычно оснащается колёсными дисками с бедлоками – устройством, удерживающим покрышку от саморазбортировки.

бедлок
Круглый элемент сверху – это и есть бедлок, удерживающий шину

Низкопрофильные шины не способны сгладить неровности дорог, как покрышки с высоким профилем — они просто не способны выполнять функции демпфера. Поэтому, выбирая такие колёса нужно чётко понимать, в каких дорожных условиях будет реально эксплуатироваться машина.

В зимнее время из-за снега, даже самое гладкое дорожное покрытие утрачивает свои преимущества. Поэтому покрышки для холодного сезона лучше брать с нормальным профилем — соответственно, низкопрофильные модели хороши только для лета.

Шины для повседневной езды имеют жёсткий каркас, состоящий из нескольких слоёв металлического корда, а потому обладающий повышенной прочностью. Резина у них, наоборот, более мягкая, что достигается за счёт специальных добавок к смеси.

При слабовыраженном протекторе такие покрышки практически приклеиваются к поверхности дороги, что и позволяет машине хорошо удерживаться при боковом ускорении или в повороте, но при постоянной езде на высоких скоростях они быстрее изнашиваются.

Варианты спортивной шины
Варианты спортивной шины для повседневной езды

Рисунок на спортивных шинах тоже отличается от обычных моделей. Кроме того, что протектор имеет минимальную глубину, он чаще асимметричный направленный, в нём минимум водоотводных каналов, что увеличивает площадь блоков. Это не только обеспечивает хорошее сцепление спортивных шин с поверхностью дороги, но и снижает уровень шума при движении, что делает максимально комфортной езду на дальние расстояния.

Если бы только дороги на всём пути были ровными и гладкими! На неровном покрытии такой шине невозможно подстроиться под рельеф, и возникает чувство, будто едешь на «облысевшей» резине.

Покрышки для гонок

Основная задача гоночных шин состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность движения на запредельных скоростях, пусть и на короткий отрезок времени. Соответственно, о длительных сроках службы речь даже не идёт. Здесь и каркас более существенно усилен, и протектор выше, и рисунок у него очень редкий (а иногда его нет совсем), что сразу отличает гоночные модели от вариантов повседневного использования.

Гоночные шины
Гоночные шины

В составе резиносмеси тоже есть отличия, поэтому по мягкости шины подразделяют на такие категории.

Полуслик

Полусликовая шина предназначена для сухого асфальта и имеет минимум водоотводных каналов. Ей присуще четыре варианта жёсткости:

  1. жёсткие;
  2. средней жёсткости;
  3. мягкие;
  4. супермягкие.

Конкретный вариант гонщик выбирает сам, в зависимости от условий предстоящего ралли. Самую мягкую резину берут для гонок по горным серпантинам, так как она быстрее прогревается, давая преимущество ещё на старте, и лучше обеспечивает устойчивость машины на дороге.

Для обычных заездов на дальние расстояния лучше подходит среднежёсткая или жёсткая резина, хотя во внимание принимаются параметры автомобиля и состояние дороги. Немалое значение имеет и температура окружающей среды: если она ближе к нулю, лучше будет работать более мягкая резина.

полуслик
Типичная полусликовая модель

Обратите внимание: Передвигаться на полусликах по мокрой дороге некомфортно и опасно. Малое количество водоотводных каналов в протекторе, при движении способствует увеличению клина воды перед колёсами, что и провоцирует начало аквапланирования.

аквапланирование
Как проявляется аквапланирование

Слик

Если на полусликах можно ездить по гражданским дорогам и участвовать в любительских соревнованиях, то слики предназначены только для профессиональных гонок с высоким уровнем мастерства у пилотов. Именно эти колёса имеют наиболее широкий и гладкий протектор, хотя предлагаются и дождевые варианты. Всё, опять же, зависит от условий проведения соревнований, но качество дороги для езды на сликах в любом случае должно быть отменным.

гладкие слики
Абсолютно гладкие слики

Вариантов жёсткости здесь тоже может быть несколько — выбор осуществляется в зависимости от температуры воздуха, габаритов и мощности машины. Если эксплуатировать слики в соответствии с их предназначением, они служат дольше, чем полуслики.

Производители спортивных шин утверждают, что это благодаря особому составу резиновой смеси (это для них хороший повод повышать цену), но скорее всего это обусловлено высокому качеству покрытий на гоночных трассах.

Примечание: Степень износа сликовых колёс определяется не благодаря протектору, как в обычных шинах, а с помощью специальных отверстий, дно которых и указывает допустимый уровень истирания.

Для чего устанавливают разноширокие шины — заключение

Многие спортивные автомобили ещё с завода комплектуются не просто низкопрофильными шинами, но ещё и разноширокими — вместе с дисками, разумеется. Это даёт возможность лучше выровнять боковые оси, обеспечить машине наилучшую динамику, более чёткую траекторию при движении на скорости как по прямой, так и в поворотах.

Обычно более широкие колёса устанавливаются на заднюю ось. При переднем ведущем приводе может быть и наоборот, но более широкие колёса на переднем мосту особого улучшения динамики не дают. В полноприводных машинах все четыре колеса должны иметь одинаковый размер, так как при увеличении параметров только одной пары, межосевой дифференциал нарушается, и в этом узле ускоряется износ.

Из вышесказанного понятно, что наиболее полезны разноширокие колёса для заднеприводных машин, особенно имеющих мощный двигатель – при условии, что это позволяет производитель. Принимать подобные решения самостоятельно не имеет смысла, ведь подобный эксперимент может оказаться небезопасным.

КолесаДом
Добавить комментарий

десять + семь =

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.